altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №42

Дзидра РИТЕНБЕРГА


Дзидра Ритенберга



В начале ноября 1965 года советскую общественность потрясла новость: на съемках фильма "Директор", в узбекской пустыне, произошел несчастный случай. При выполнении автомобильного трюка погиб известный актер, всенародный любимец Евгений Урбанский, прославившийся после исполнения главной роли в фильме "Коммунист". Погиб в возрасте 33 (!) лет. Женой актера была не менее звездная персона - Дзидра Ритенберга, одна из самых известных прибалтийских актрис. Еще ее называли одной из самых красивых советских актрис. Вот так разрушился звездный брак двух артистов.

Известно несколько случаев, когда прославленные советские актрисы, в поисках более глубокой творческой самореализации, уходили в режиссуру. Самый яркий и успешный пример - Наталья Бондарчук. Творчество Дзидры Ритенберги в качестве кинорежиссера гораздо менее известно, чем ее актерские работы. Из шести поставленных ею фильмов успешным можно назвать только "Вечерний вариант" (1980). Возможно, "Эта опасная дверь на балкон" (1976) и "Вальс длиною в жизнь" (1993) тоже хороши, однако недоступны для просмотра.

Вечерний вариант (Дзидра Ритенберга)

Дзидра Артуровна начала режиссерский путь с очень женской драмы "Вечерний вариант". Учительнице Анне 36 лет, она никогда не была замужем, потенциального жениха нет и непонятно, откуда он может взяться в таком-то возрасте. Детей тоже нет.

Вечерний вариант (Дзидра Ритенберга)

Героиня словно обрекла себя на одиночество. Очевидно, что причина не во внешних данных женщины. Причина лежит в психологической сфере. О прошлом героини в фильме не говорится, но можно догадаться, что нелегкая судьба и строгие моральные нормы, обязательные для культурной советской женщины, сломали всю ее личную жизнь. Плюс личные страхи и предубеждения. Получаем портрет человека в состоянии сложного жизненного выбора: либо оставить всё как есть, либо зацепиться за тот самый "вечерний вариант".

"Вечерний вариант" заключается в том, чтобы завести ребенка от здорового, порядочного мужчины (пускай женатого) посредством якобы "случайной" связи во время командировки. Да, рушится вся мораль, но дальнейшая жизнь в одиночестве - еще страшнее. А так хоть с собственным ребенком...



Мужчина действительно попался достойный. Но пассивное участие в "вечернем варианте" его не устроило. Между Анной и Виктором начинается тяжелое нравственное противостояние, с надеждами на возможное совместное счастье. Герой женат, имеет детей, ответственную работу. Бросить всё ради Анны он не может. Тупик. "Вечерний вариант" сработал, но душу героини не излечил.



Фильм Дзидры Ритенберги совсем не зрелищный. Холодный, сдержанный характер героини задает интонацию фильму, так что скриншотить тут особо нечего. "Вечерний вариант" напомнил лучшие фильмы Ингмара Бергмана, в которых действие также происходит внутри людей, а Астрида Кайриша чем-то похожа здесь на Лив Ульман. Сравнение вовсе не притянуто за уши. "Вечерний вариант" - сложная внутренняя драма, психологически адекватная и достоверная, т.е. чисто советских заморочек тут нет - все-таки Рижская киностудия...

Несмотря на творческий успех (правда, при отсутствии успеха зрительского - фильм до сих пор малоизвестен), Дзидра Ритенберга пошла по более легкому пути - к созданию зрелищного кино. Следующие ее ленты - "Самая длинная соломинка", "Последний репортаж" - сделаны в "лучших" традициях советских прибалтийских детективов. Что это за жанр - я писал здесь. К сожалению, "Вечерний вариант" оказался единственным в своем роде, а было бы интересно проследить за развитием жанра "прибалтийской психологической драмы"...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments