altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №41

Светлана ПРОСКУРИНА


Светлана Проскурина



С самого начала своей режиссерской карьеры, а началась она в начале 80-х, Светлана Проскурина выбрала самый опасный и противоречивый путь - путь авторского кино. К сожалению, для большинства наших режиссеров этот путь заканчивается тупиком, и Светлана Проскурина - не исключение. Примечательно, что ее творческий уровень стабильно падает с каждой новой работой: 1986 - успешный дебют с экспериментальной перестроечной драмой "Детская площадка"; 2010 - последний на данный момент фильм режиссера, представляющий собой образец мудрёного российского артхауса, который все так не любят. Хотя Светлана Николаевна не согласилась бы с моим мнением, более того, в своих интервью и телевизионных выступлениях она позиционирует себя чуть ли не как наследница Тарковского.

Но рассказать мне хочется совсем о другом... Светлана Проскурина - интересная и противоречивая фигура из перестроечного и современного российского кино, но ее биография меркнет перед историей, связанной с ее первым фильмом, которую я расскажу под катом.

Детская площадка (Светлана Проскурина)

Полнометражный режиссерский дебют Проскуриной совпал с дебютом молодых актеров, исполнивших главные роли в фильме. Жанна и Роман - недавние подростки, впервые познают любовные чувства и начинают совместную самостоятельную жизнь.



Криминальные связи Романа и сложный детдомовский характер Жанны несколько нарушают идиллию. Сюжет не так важен - он достаточно банальный. Действие выстраивается вокруг попыток героев повзрослеть и покинуть, наконец, "детскую площадку". Их наивные представления о любви, о доверии и справедливости корректируются жестокой реальностью. В такой психологической подростковой драме для режиссера чрезвычайно важно правильно подобрать актеров - они должны быть, как их персонажи, молодыми и неопытными, но достаточно талантливыми, чтобы в свою дебют сыграть такие сложные роли. Попадание у Проскуриной случилось 100-процентным: Вадим Любшин и Дарья Шпаликова, что интересно, оба - дети знаменитых родителей из мира кино.

Вадим Любшин - сын актера Станислава Любшина. Вадиму Станиславовичу не удалось прославиться в кино, как отцу. Доставались ему, в основном, второстепенные роли. Пожалуй, самое запоминающееся его появление на экране - в фильме 1993 года "Ты есть..." В "Детской площадке" 22-летний Вадим Любшин играет роль простого парня с городской окраины. Из-за своей доверчивости он дает себя втянуть в криминальные "игры" взрослых дяденек.

Вадим Любшин

Какая-то ужасно несправедливая судьба у Дарьи Шпаликовой...

Дарья Шпаликова

Дочь сценариста Геннадия Шпаликова и актрисы Инны Гулая. Отец и мать Дарьи, как известно, в разное время покончили жизнь самоубийством. Страшно представить, какие эмоциональные потрясения пережила девушка. Во время съемок "Детской площадки" мать, Инна Гулая, была еще жива. Коренной перелом в жизни Дарьи произойдет через четыре года, когда, оставшись сиротой, она навсегда уйдет из кино, более того - из общества людей. В "Детской площадке" очевиден ее талант. От актрисы невозможно оторвать глаз...

Дарья Шпаликова

Дарья Шпаликова

В начале 90-х Дарья полтора года проводит в монастыре. Что было потом - ничего приятного... Отсутствие работы, болезни. Последние годы Дарья Шпаликова находится в психиатрической клинике. На одном форуме организовалось небольшое сообщество людей, неравнодушных к ее судьбе и состоянию. Народ интересуется, как и чем можно помочь бывшей актрисе, сыгравшей единственную яркую роль в кино, которую невозможно забыть.

***
Светлана Проскурина к 90-м годам сформировалась как автор фестивального кино, интересного лишь любителям "заумного арт-хауса". Ее фильмы охотно берут на престижные кинофестивали и даже дают премии. В 2010 ее фильм "Перемирие" получил главный приз "Кинотавра". Сейчас Светлана Проскурина - одна из главных представительниц современного женского российского артхауса (почему-то у нас очень много женщин-режиссеров, снимающих кино "не для всех" - кстати, интересная тема для возможного проекта :) ). Не случайно ее дважды звали на "Закрытый показ" с фильмами "Перемирие" и "Лучшее время года". Я скачал оба выпуска и с интересом посмотрел, как команда критиков во главе с Александром Гордоном безпощадно уничтожала эти "шедевры авторского кино"! Тот случай, когда кинотворец и аудитория обитают на разных планетах.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment