altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №40

Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ


Ольга Преображенская



Сегодняшний выпуск посвящен одной из ключевых фигур в проекте "Советские женщины-режиссеры". Ольга Ивановна Преображенская (не путать с ее современницей Ольгой Иосифовной Преображенской, известной балериной), по моим данным, - самый первый режиссер женского пола в отечественном кино! Снимать она начала еще до революции, и еще она единственная в нашем списке, родившаяся в 19-м веке.

Ольга Преображенская за 25 лет сняла более 10 фильмов, большинство из них - в содружестве с режиссером по имени Иван Правов. Википедия пишет: "В 1933 И. Правова и О. Преображенская считались наиболее «кассовыми» режиссëрами «Мосфильма»" Неудивительно, что на данный момент доступно меньше половины их работ - типичная ситуация для российского кинематографа первой половины 20-го века. Итак, что же за "кассовое кино" они снимали?

Из фильмографии прежде всего бросаются в глаза громкие названия - "Тихий Дон" (1930) и "Степан Разин" (1939). К счастью, нам доступны эти шедевры соцреализма. После просмотра этих кинолент я уяснил для себя, что "шедевры соцреализма" и "шедевры кино" - очень разные понятия! "Тихий Дон" и "Степан Разин" действительно выполнены мастерски, на высочайшем уровне - но в жестких идеологических рамках. Потому эти фильмы воспринимаются в наше время как музейные экспонаты, смотреть их современному зрителю просто невозможно.

"Тихий Дон" и вовсе производит впечатление сумбура. Фильм снимался сразу после публикации первых двух книг романа Шолохова (то есть к тому моменту произведение еще не было полностью написано). Две книги режиссеры уместили в полтора часа, как следствие, действие разворачивается в спешке, и уловить суть происходящего сможет только тот, кто хорошо знаком с литературным источником. Но это мы сейчас можем критиковать, а для того времени фильм воспринимался достаточно мощно.

С чем необходимо ознакомиться из творчества Преображенской-Правова - с немой лентой "Бабы рязанские" (1927)

Бабы рязанские (Ольга Преображенская)

Доступна только французская копия, соответственно, с французскими интертитрами.
"Бабы рязанские" создавались еще до появления соцреализма, потому в этом фильме гораздо больше чистоты, искренности, "киноправды". "Бабы рязанские", пожалуй, нельзя отнести к самым значимым отечественным немым фильмам, но в условный второй эшелон - совершенно точно.
Вот такие они, рязанские бабы.



Фильм композиционно делится на две части. Первая часть - скорее, этнографическая, здесь много русского народного фольклора: костюмы, обычаи, песни, пляски, а на десерт - русская народная свадьба!



Вторая часть - полноценная драма, совсем не веселая, а во многом даже трагическая. Начинается Первая Мировая война, которая разлучает двух молодоженов - Анну и Ивана.




В начале фильма они счастливые, улыбается. Но Иван уходит на войну, и Анну в семье мужа начинают гнобить. Интересный прием - эпизод с разбитым зеркалом - предвестником трагической развязки.

.

Пару слов о художественных особенностях фильма. В "Бабах рязанских", как и полагается немому кино, много экспрессивности. На выразительной мимике и пронзающих взглядах выстроены целые эпизоды, например, этот:



Все-таки, мне кажется, режиссеры немного переборщили - слишком много выпученных глаз.




Но это всё мелочи. "Бабы рязанские" - из тех немых фильмов, которые интересно смотреть не только сегодня, но и еще много-много лет.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments