altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №38

Ирина ПОВОЛОЦКАЯ


Ирина Поволоцкая



Ирина Поволоцкая, казалось бы, имела все шансы стать классиком советской кинорежиссуры. В ее фильмах всегда снимались известные актеры, в ее распоряжение попадали качественные сценарии. Её киноэксперименты в чем-то были новаторскими, жаль что Ирина Игоревна не успела развить свои идеи. В результате - всего три фильма за 10 лет и уход из кино. Вот что говорит бывший режиссер в одном интервью: "Я окончила ВГИК, режиссерский факультет. Но карьера не состоялась. На всех студиях царило неписаное правило - одна женщина-режиссер (две - уже много). И надо было воевать,уметь пробиваться. Я же быстро оказалась перед глухо запертой дверью - неудачница". Кстати, в том же интервью Ирина Поволоцкая рассказывает о том, как она показывала советских шахтерам фильмы Годара!

Три фильма Ирины Поволоцкой - очень разные. "Таинственная стена" (1967) - фантастическая драма, преисполненная шестидесятнического научного романтизма: жажда новых открытий, стремление разгадать тайны природы. После просмотра я с удивлением обнаружил, что "Таинственная стена" - в большом почете среди поклонников советской кинофантастики. В отзывах фильм Поволоцкой запросто сравнивают с "Солярисом" Тарковского и даже с... "Космической Одиссеей" Кубрика! Причем, "Стена" ставится выше, т.к. появилась раньше, и Тарковский якобы "слизал" стилистику у Поволоцкой. Мне лично кажется, что все эти сравнения притянуты за уши.

Таинственная стена (Ирина Поволоцкая)

"Таинственная стена" - фильм чрезвычайно наивный, оторванный от реальности. По сюжету, ученые на Севере обнаруживают аномальное явление - некое силовое поле неизвестного происхождение, контакт с которым чреват летальным исходом, а в лучшем случае - галлюцинациями. Почему-то научный процесс организован так, что любой желающий, проявив смекалку, может проникнуть за "стену" и ждать там контакта с пришельцами. В реальности это явление было бы строго засекречено, во всяком случае, к нему не подпускали бы очарованных дилетантов, как это происходит в фильме. Вспоминается реальная история на Перевале Дятлова в 1959, всю правду о которой мы до сих пор не знаем. "Таинственная стена" может быть интересна уфологам - герои полфильма рассуждают об инопланетянах.

Следующая работа Поволоцкой - "Исполняющий обязанности" (1973) - в общем, проходная. Но, опять же, есть группа людей, которые с большим интересом этот фильм посмотрят - это архитекторы-проектировщики.

Самое яркое, экспериментальное творение Ирины Игоревны - "Аленький цветочек" (1977)

Аленький цветочек (Ирина Поволоцкая)

Первая ассоциация с детской сказкой Аксакова разбивается в пух и прах вскоре после начала просмотра. Сказочка-то совсем не детская! Словом, самые лучшие советские киносказки создавались не для детей. Или не только для детей... Здесь Ирина Поволоцкая по-своему развивает традиции жанра, экспериментируя со стилистикой, с цветом, с мотивами.



Режиссер конструирует в "Аленьком цветочке" два мира - реальный (Древняя Русь) и фантастический (мистический замок колдуньи на острове). Никакого замка у Аксакова не было - это домысел режиссеров. Роль волшебницы исполнила Алла Демидова. По сценарию, именно она заколдовала принца, превратив его в чудище, охраняющего аленький цветочек.



Замок волшебницы - своеобразный лабиринт. Пытаясь из него выбраться, купец чуть с ума не сходит. В этом пространстве реальность как будто искажается. Авторы реализуют эту идею с помощью искажения в цветопередаче.



Вспоминается "Мальпертюи" Г.Кюмеля - по атмосфере, по цветовому оформлению, по мотивам (лабиринты замка - лабиринты в голове) очень похоже. Фильм Кюмеля вышел в 1971 году. Возможно ли, что Поволоцкая где-то его увидела?



В отношениях Алены, купеческой дочери, и Чудища прослеживаются интимные мотивы - это сейчас они без труда прослеживаются, а тогда они были тщательно скрыты режиссером. Собственно, исконный сюжет сказки восходит к древнегреческому мифу об "Эроте и Психее" - о любовных отношениях между божествами. Говорю же, недетская сказка!




Чудище в конце оборачивается Александром Абдуловым. "И жили они долго и счастливо..."



"Аленький цветочек" - безусловно, одна из самых необычных киносказок, когда либо созданных в Советском Союзе. Недостаток фильма в том, что он в принципе не мог быть адекватно принят советскими зрителями: большинство видело в нем известную всем сказку, "испорченную" фантазиями киношников. А мастерски завуалированные "нежелательные" интонации в полной мере раскрываются только в наше время. Так что рекомендую!


***
Завершив карьеры кинорежиссера, Ирина Поволоцкая посвятила себя литературе. В 90-е годы ее имя уже было более известно в литературных кругах, нежели в кино. Произведения Ирины Игоревны публикуются в журналах, издаются в виде книг, кое-что сейчас доступно в интернете. Творчество Ирины Поволоцкой называют "женской прозой", ее имя упоминается в одном ряду с Галиной Щербаковой и Людмилой Улицкой.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments