altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №35

Ада НЕРЕТНИЕЦЕ


Ада Неретниеце



Ада Неретниеце, режиссер Рижской киностудии, - прежде всего автор фильмов, входящих в "золотой фонд" прибалтийских кинодетективов. Это особый жанр в советском кино, у него были и есть свои поклонники. Советские зрители благодаря экранизациям зарубежных детективных романов могли хоть одним глазком посмотреть на западную жизнь. Пускай героев-иностранцев играли "свои" актеры-прибалты, зато как хорошо они изображали типичных западных "буржуа", красивых, стильно одетых, с деловыми лицами . Но среди кинозрителей есть и те, кто терпеть не может детективы, снятые в Латвии, Литве, Эстонии, за их характерную прибалтийскую "тормознутость". Многим этим ленты кажутся безжизненными, сухими и черствыми. Всё выше написанное относится и к творчеству Армиды Мартиновны Неретнице.

Самый известный детектив Неретниеце - культовый фильм "Смерть под парусом" (1976) по произведению Чарльза Сноу. Сама по себе история хороша, непредсказуема. Вычислить убийцу до развязки сможет далеко не каждый зритель/читатель. Другое дело, как это история подана на экране - больше всего здесь подходит слово "занудно". Актеры все какие-то замороженные, безэмоциональные. Действительно яркие персонажи задвинуты на второй план. Вот типичный прибалтийский актер из фильмов Неретнице - терминатор с добрыми глазами.



Такому герою трудно сочувствовать. Кажется, он в принципе не способен переживать душевные драмы. Кругом убийства и разруха - он всегда невозмутим.
Но вернемся к детективам. Самый "прозападный" из них - это "Последний визит" (1984), показывающий истинное, с точки зрения советского человека, лицо западного (в данном случае - американского) общества, состоящего сплошь из подлецов, эгоистов, лицемеров и их слабовольных прислужников. Малочисленным честным людям остается только трагически погибать. Вот они, носители буржуазных пороков:

Последний визит (Ада Неретниеце)

Помимо детективов, Ада Неретниеце снимала ничем не примечательные мелодрамы ("Чужая в поселке", "Большая новогодняя ночь"), которым, опять же, не хватает эмоциональности. Есть в фильмографии и парочка детских фильмов. Один из них - "Республика Вороньей улицы" (1970) - связан с биографией режиссера. История рассказывает о группе подростков в дореволюционной Риге. В будущем они станут латышскими стрелками. Ада Неретниеце - дочь репрессированного латышского стрелка.

Всё шло к тому, что в активе Неретниеце так и не оказалось бы ни одной по-настоящему достойной работы. Уже под конец карьеры режиссеру повезло: выпал, как говорится, счастливый билет. В руки Ады Мартиновны попал полузапрещенный сценарий Олега Манджиева о переселенных после войны в Сибирь калмыках и латышах. Эта больная и опасная тема была не то чтобы запрещена - крайне нежелательна для воплощения в кино. Но Рижская киностудия пошла на риск, и в в 1988 году появился фильм "Гадание на бараньей лопатке".

Гадание на бараньей лопатке (Ада Неретниеце)

Тяжелое послевоенное время: несмотря на победу, до личной свободы людям было еще очень далеко... Вот иллюстрация эпохи:

Гадание на бараньей лопатке (Ада Неретниеце

В крайне скудных условиях, в голодное время, когда каждая капля молока оберегалась, как золото, уживались люди разных национальностей.

Гадание на бараньей лопатке (Ада Неретниеце

Анджу - безобидный и добрый старик, шаман-целитель, безвозмездно готовый помочь любому. Актер - Максим Мунзук, известный нам по роли Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы.



По ложному обвинению в убийстве его сажают в тюрьму - там с подозреваемыми особо не церемонились. Его внуку, 12-летнему Лиджуху, приходится быстро взрослеть и даже помогать людям - от дедушки ему передалось шаманское искусство.



Шаманство в советском кино - тема редкая, а тут еще и мальчик-шаман. Своей чистой энергетикой Лиджуха привносит в окружающий мир, полный тоски и безнадеги, надежду и свет. Интересный факт, актер Церен Цатхланов, ставший знаменитым после выхода фильма, в будущем станет религиозным деятелем.



"Гадание на бараньей лопатке" (название указывает на шаманский ритуал) - фильм, совсем не характерный для Неретниеце. Могу предположить, что во время съемок Ада Мартиновна пережила нечто вроде просветления - как иначе объяснить такое преображение режиссера из автора посредственных детективов в тонкого художника, мастерски обращающегося со столь болезненной темой - темой отрыва от родных мест и обретения надежды. К сожалению, это "просветление" быстро прошло, так как следующая (и последняя) работа Ады Неретниеце - "Тайны семьи де Граншан" (1992) по Бальзаку - смотреть просто невыносимо.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments