altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №33

Ольга НАРУЦКАЯ


Ольга Наруцкая



Ольга Наруцкая - представитель позднесоветского авторского кино. Ее имя в наши дни не очень известно - снимала она мало. Работы Наруцкой в свое время были на виду и даже получали второстепенные премии на европейских кинофестивалях, но спустя годы подзабылись. Сейчас, после знакомства с ее творчеством, я понимаю, что ее работы где-то концептуально ограничены и уступают многим шедеврам того периода. Однако мне интересен стиль Ольги Наруцкой, который хочется назвать "декаденствующим перестроечным арт-хаусом". Звучит интригующе? Тогда не пропустите.

Арт-хаус я упомянул не случайно: фильмы Наруцкой явно "не для всех", они мрачны и непросты для восприятия, они сознательно уводят зрителя в некую ирреальную плоскость. Это чувствуется в ранней короткометражке "Нам не дано предугадать..." (1985). В блокадном Ленинграде возникает спонтанная любовь между солдатом и местной жительницей. Даже не любовь - одержимость - как отчаянная попытка убежать из мира войны, страха и голода. Внутри этой предельно жестокой и объективной реальности рождается маленький мирок, обреченный на быстрое крушение. Так оно и получается: любовь иллюзорна, но на какие-то доли секунды иллюзия была реальной.

Самый известный фильм Ольги Наруцкой - "Муж и дочь Тамары Александровны" (1988)

Муж и дочь Тамары Александровны (Ольга Наруцкая)

Место действие уже совсем другое - современная Москва. Атмосфера примерно такая же: режиссер изображает мир, окруженный со всех сторон войной. В предыдущей работе мы видим замерший в напряжении Ленинград, за пределами которого происходит что-то ужасное. В современном мире поблизости, конечно, никакой войны нет. Но внутреннее состояние персонажей такое, как будто рядом граница фронта, и враг в любую минуту может прорваться. Люди живут своей жизнью, радуются, ссорятся, но всё это с подсознательным ощущением возможной тотальной катастрофы. Очень характерное мироощущение для перестроечного кино. Киномир О.Наруцкой депрессивный, урбанистичный, одинокий...






"Муж и дочь Тамары Александровны" - фильм без ярко выраженного сюжета, его можно назвать серией зарисовок об обитателях одной московской коммунальной квартиры. Фильм Ольги Наруцкой - своеобразны пролог к "Астеническому синдрому" Киры Муратовой, который выйдет на год позже. Оба режиссера показывают миры, населенные странными персонажами, у которых что-то непонятное происходит в голове.






"Луч света в темном царстве" - школьница Катя, та самая дочь Тамары Александровны. Катя смотрит на происходящее вокруг и словно спрашивает: куда я попала?? Девочка пытается выбраться из этого мира странных людей, но воронка затягивает...




Фильму не хватает сюжетной целостности и более глубокого замысла. Кто такая Тамара Александровна - непонятно. Есть еще ее муж, отец Кати - интересный персонаж, но его смысл и назначение расплывается по мере просмотра, так же как и основные идеи фильма. Вот и получается, что "Муж и дочь Тамары Александровны" - набор зарисовок, сами по себе они интересны, но в общую картину не складываются. Зато создают особое мироощущение - это уже определенный успех.

В 90-е годы Ольга Наруцкая ушла в культурологическую деятельность, работает в СПбГУ. Единственное возвращение в кино состоялось в 2001, когда она сняла фильм "Собственная тень", который оказался незамеченным и, возможно, сильно недооцененным...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments