altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №31 - Кира Муратова

Кира МУРАТОВА


Кира Муратова



Кира Муратова - пожалуй, самая яркая персона в проекте "Советские женщины-режиссеры". Пишут о ней много и часто, как блогеры, так и кинокритики-киноведы. Писал о ней и я в свое время. Повторяться не буду, лучше напишу пару строк о самой малоизвестной работе Киры Георгиевны.

Началась режиссерская карьера Киры Муратовой - страшно представить - 50 лет назад! До сих пор Кира Георгиевна находится в отличной форме и делает потрясающие фильмы. Если "Два в одном" (2007) еще можно с определенной натяжкой назвать проходной (при этом весьма интересной) работой , то "Мелодия для шарманки" (2008) снимает все вопросы. А начиналось всё в начале 60-х...

Кира Муратова "У крутого яра" (1962)


У крутого яра (Кира Муратова)

"У крутого яра" - дипломная короткометражка Киры Муратовой, снятая совместно с мужем Александром Муратовым, который в будущем станет неплохим режиссером.

У крутого яра (Кира Муратова)

Первый блин вышел... очень хорошим блином. "У крутого яра", на первый взгляд, не кажется каким-то сырым, неотесанным произведением. Наоборот, получилось гладко, цельно, всё на своих местах. Главный герой - Сеня, работает в колхозе, очень любит природу. Валерий Исаков замечательно передал образ молодого человека, внешне странноватого, скромного, но внутри - упрямого и решительного. Кстати, Валерий Исаков сам станет кинорежиссером. Из немногочисленных актерских ролей эта самая яркая.

У крутого яра (Кира Муратова)

В фильме много природы, животных. Подозреваю, что Александру И Кире Муратовым пришлось помучиться, чтобы добыть эти кадры. Получилось здорово: видно, что вся эта красота не ради красоты. Каждый кадр не случаен и служит общему замыслу.





Драматизм истории заключается в том, что в лесу завелись волки, и Сеня вызывается их ликвидировать. Служение на благо колхоза пересиливает в Сене любовь к животным. Этот момент сильно смущает, слишком по-совковому разворачиваются события: человек побеждает в неравной схватке с природой.




На уровне идеологии в фильме ощущается противоречие, как будто оба режиссера тянут одеяло в свою сторону. Один продвигает общественные идеи: колхоз, общее благо и т.д. Кто именно из Муратовых? Кира? Вряд ли: в будущих интервью и выступлениях она не раз высказывалась о недопустимости насилия над природой - в жизни и в кино. Другой же (точнее, другая) пытается разбавить "совковость" гуманизмом. Поэтому и концовка получается неоднозначной: все ликуют и хвалят Сеню, а сам Сеня, это видно, испытывает смешанные чувства. Здесь актер Валерий Исаков на стороне Киры, он подыгрывает ее интонациям. В общем, если разобрать фильм по кусочкам, откроются интересные вещи. Уже в первой работе Кира Муратова вступает в противоборство с официальной идеологией, пускай пока очень осторожно. Молодая Кира Муратова - эдакий волчонок, который, повзрослев, наведет шороху на весь советский кинематограф!

Tags: Женщины-режиссеры СССР, Кира Муратова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments