altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №28

Маргарита МИКАЭЛЯН


Маргарита Микаэлян



Маргарита Микаэлян, жена известного советского режиссера Сергея Микаэляна ("Влюблен по собственному желанию", "Премия") имеет намного больше достижений в театре, нежели в кино. Потому ее немногие киноработы ближе к театру - это либо экранизации пьес, либо детские телевизионные спектакли. Самое известное творение Маргариты Исаковны в качестве театрального режиссера - это культовый спектакль "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (1971).

У М.Микаэлян было два любимых писателя, чьи произведения она переносила на экран, - Александр Островский и Астрид Линдгрен. У шведской писательницы это вышеупомянутый "Карлсон" и "Пеппи Длинныйчулок" (1984). "Карлсона" мне сразу не захотелось смотреть, как только я увидел этого "дяденьку":

Малыш и Карлсон, который живет на крыше (Маргарита Микаэлян)

"Пеппи Длинныйчулок" разочаровал: какой-то сплошной цирк, а не кино. Правда, девочка-актриса в главную роль очень удачно вписалась.

Пеппи Длинныйчулок (Маргарита Микаэлян)

С Островским дела обстоят поприличнее. У великого отечественного драматурга Маргарита Микаэлян взяла две пьесы - "Красавец-мужчина" и "Доходное место". В обеих экранизациях поучаствовал Олег Табаков.

Красавец-мужчина (Маргарита Микаэлян)
кадр из фильма "Красавец-мужчина"

Оба фильма - замечательный способ ознакомиться с классикой. Сняты живо, ярко, большое внимание уделяется воспроизведению быта второй половины 19-го века. Если выбирать лучшую работу, я бы отметил "Вакансию" (1981) по мотивам пьесы "Доходное место"

Вакансия (Маргарита Микаэлян)

"Вакансия" неожиданно предстала атмосферным фильмом. Дух эпохи, хоть и в гротескной форме, передается в деталях: костюмах, декорациях, предметах обихода, а также благодаря немного мутной и затемненной картинке - как будто мы смотрим через временной телескоп на прошедшую эпоху. Вспомнилась похожая в этом плане "Пиковая дама" (1982).




Пересказывать сюжет не буду (школьная программа всё-таки), отмечу лишь, что в фильме наблюдается две переплетающиеся интонации - сатирическая и романтическая. Поначалу преобладает сатира - прежде всего, в изображении чиновников и бюрократических предрассудков.



Под конец на первый план выходит романтика - на мой взгляд, это обогащает фильм. Смех-смехом, но в пьесе есть еще и серьезная любовная линия, и именно любовь в конце концов побеждает.



Маргарита Микаэлян не стесняется разбавлять действие лиричными вставками с пейзажами, благодаря которым зритель может проникнуться атмосферой. "Вакансия" стала для меня приятным сюрпризом: ожидал консервативную экранизации классики типа "Красавец-мужчина", но увидел полноценное кино с дополнительными мотивами и переживаниями.

Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments