altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №26

Аида МАНАСАРОВА


Аида Манасарова



Аида Манасарова - из плеяды самобытных режиссеров, снимавших своё кино в 60-70-80е годы. Чьи-то имена нам хорошо известны, и в выпусках этого проекта они не раз упоминались. Но еще больше почти забытых творцов, чьи имена в лучшем случае мы когда-то слышали... Это целый пласт в советском кинематографе, который, к сожалению, обделяется вниманием кинолюбителей и киноведов. Аида Ивановна Манасарова, безусловно, снимала своё кино. И, видимо, ее личные взгляды на важные вещи не получили серьезный отклик от современников и не получат от потомков, ведь сейчас - уже совсем другая эпоха.

Фильмы Манасаровой послужили бы хорошей иллюстрацией любых разговоров на тему морали и нравственности. Необходимость личного морального выбора - главная тема в творчестве режиссера. Заслуга Аиды Ивановны в том, что она довела до совершенства жанр морально-этической драмы в условиях советской действительности. Неудивительно, что многим зрителям ее произведения покажутся слишком скучными и заумными. Манасарова концентрирует основное напряжение внутри героев. Мне этот подход очень напоминает... Ингмара Бергмана! Неизвестно, была ли Манасарова знакома с шедеврами шведского классика, но меня не покидало ощущение, что Бергман для нее - образец для подражания.

С другой стороны, сходство со стилистикой Ингмара Бергмана только внешнее - он снимал глубокие психологические драмы, я бы сказал - внутренние триллеры о неизведанных процессах в душах людей. Фильмы Манасаровой всё-таки нельзя назвать психологическими, и человеческие души, как ни странно, она не исследует. Ее интересуют исключительно морально-нравственные категории жизни личности, которые уже тогда были устаревшими для кино в целом и для советского кино в частности. Подход Манасаровой хоть и был оригинальным, но оказался слишком ограниченным: если снять "верхний слой" моральной проблематики в ее фильмах - под ним будет пустота. Тогда как у Бергмана под этим "слоем" и начинается самое интересное...

К сожалению, проигрывает Манасарова и в сравнении с другими представителями авторского советского кино. Если брать женщин-режиссеров, то, например, Динара Асанова более тонко чувствовала внутренний мир людей и не боялась выходить за пределы моральных категорий. Поэтому работы Асановой до сих пор интересны и даже в какой-то степени в моде, а попытки Аиды Манасаровой исследовать внутренний мир человека зашли в тупик. Но есть и исключения - куда же без них.

Прежде всего выделяется из фильмографии музыкальная комедия "Фантазии на тему любви" (1980) - из серии новогодних романтических любовных историй. Фильм может понравиться на ностальгической почве некритичному зрителю. Объективно это худшая работа Манасаровой. Достаточно интересен "Главный свидетель" (1969) по рассказу Чехова "Бабы" - этому фильму не хватает жизненной силы и более широкого взгляда на происходящее. История изначально у Чехова очень сложная, неоднозначная, потенциально из нее можно раскрутить глубокую драму о крушении жизни, но Манасарова опять же ограничивается морально-нравственными проблемами.

Основной период творческой карьеры Аиды Ивановны - с середины 70-х до сердины 80-х, когда настоящим украшением ее фильмов был Андрей Мягков. Кто знает Мягкова только по образам Лукашина и Новосельцева, заново откроет для себя этого актера. Андрей Мягков - действительно выдающийся артист, во многом благодаря ему фильмы Манасаровой еще могут вызывать хоть какой-то интерес.




Есть у Аиды Манасаровой одна работа, которую приведенная выше критика не касается. Под конец творческого пути (и жизни) режиссер отходит от шаблонов и - пускай робко и осторожно - изображает живых людей, а не личностей - носителей абстрактных морально-этических идей.

Оглянись! (Аида Манасарова)

"Оглянись!" (1983) - жестокая драма об отношениях матери с сыном. Намного раньше эту тему затронула Кира Муратова в "Долгих проводах". У Киры Георгиевны кино получилось сдержанное, внешне спокойное, хотя внутреннее напряжение очень хорошо чувствуется. Аида Манасарова тоже поначалу сдерживается, но по мере развития действия постепенно "отпускает вожжи" и завершает историю катастрофой.
Символично выглядит один из первых кадров: пока всё спокойно, но что-то страшное уже надвигается.



В роли матери - любимая актриса Манасаровой Анастасия Вознесенская. Сын Виктор - трудный подросток, смерть отца поставила его на путь саморазрушения. А саморазрушение ребенка - это и саморазрушение матери. Все в одной упряжке. С удвоенной силой она несется в пропасть.





Манасарова в "Оглянись!" затрагивает две редкие темы - полузапретные для советского кино, нежелательные. Первая - это психотерапия. К этому методу лечения психологических проблем тогда в обществе относились настороженно или скептически. По сюжету, мать с сыном понимают, что ситуация критическая, потому решаются на сеанс радикальной психотерапии. Здесь появляется врач - Андрей Мягков, мощно сыгравший свою роль. Задавая свои пациентом неудобные и жесткие вопросы, он заставляет из честно взглянуть на себя - это больно и страшно. Поневоле и мы, зрители, ставим себя на место героев и получаем психотерапевтический эффект. Мягков с Вознесенской сотворили потрясающий эпизод!




К сожалению, психотерапия не помогает, а могла бы - но так написан сценарий, что до завершения лечения случаются необратимые события. Здесь вскрывается вторая "запретная" темя - самоубийство. Тема, в общем, не такая уж редкая для советского кино. Но затрагивалась она обычно в экранизациях классики ("Анна Каренина", например) или в несерьезном тоне ("В моей смерти прошу винить Клаву К."). В "Оглянись!" ЭТО происходит в наши дни в реальных условиях и на глазах зрителя!



Сценарий Эдуарда Володарского вызывает некоторые вопросы. Напрашивается трагическая развязка, она логична и способна оказать неизгладимый эффект. Но авторы как будто бояться так радикально заканчивать историю. Поэтому героиня выживает, но что будет дальше с ней и с сыном - непонятно... Еще один символичный кадр в конце фильма. Знак "Остановка запрещена" символизирует дальнейший путь, неизвестно куда ведущий. А мог бы быть "кирпич"...

Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments