altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №24

Татьяна ЛУКАШЕВИЧ


Татьяна Лукашевич



Татьяна Лукашевич (родилась в Екатеринославе, ныне - Днепропетровск) входит в самое первое поколение советских женщин-режиссеров, снимавших кино в 1920-е - начале 30-х, вместе с Маргаритой Барской, Юлией Солнцевой, Ольгой Преображенской, Верой Строевой. Надежда Кошеверова, Мечислава Маевская родились раньше Татьяны Лукашевич, но режиссерами стали позже - в конце 30-х. Режиссерская карьера Татьяны Николаевны сложилась удачно и принесла отечественным зрителям как минимум один шедевр.

Успех к Татьяне Лукашевич пришел относительно быстро. Похожая история была у Кошеверовой, чья "Золушка" неожиданно стала суперхитом, при том что это был всего лишь третий фильм Надежды Николаевны. У Лукашевич также "выстрелил" третий фильм - "Подкидыш" 1939 года. Все знают эту милую старосоветскую комедию с Фаиной Раневской ("Муля, не нервируй меня!"). Однако "Подкидыш" - это больше чем забавная история про детишек. Фильм может показаться "безделушкой", но опытный зритель разглядит в нем очень тонкую, замаскированную под фарс сатиру на некоторые явления столичной жизни. Благодаря этому "потайному дну" "Подкидыш" можно назвать вершиной творчества Т.Лукашевич и тем самым шедевром, о котором шла речь в предыдущем абзаце.

Подкидыш (Татьяна Лукашевич)

Из фильмографии еще выделяется фильм "Аттестат зрелости" (1954) с молодым Василием Лановым (дебютная роль). Татьяна Лукашевич умела раскрывать молодые таланты, в этом мы скоро убедимся. "Аттестат зрелости" попал в мой ТОП-10 советских фильмов о школе: при своей "совковости" фильм содержит довольно смелые сцены.

Аттестат зрелости (Татьяна Лукашевич)

Остальное творчество режиссера - "серая масса", которая малоинтересна современному зрителю, но в каждой работе всё же есть нечто, способное привлечь внимание. Например, "Слепой музыкант" (1960) - по хрестоматийной повести Короленко. Обычная, в общем-то, экранизация - книга, пожалуй, лучше. Но очень запоминается будущий Шерлок Холмс!

Слепой музыкант (Татьяна Лукашевич)

То же самое можно сказать и про Савелия Крамарова, совсем еще мальчика, в фильме "Ход конём" (1962).

Ход конём (Татьяна Лукашевич)

И скромно стоит в стороночке старомодная мелодрама "Они встретились в пути" (1957)

Они встретились в пути (Татьяна Лукашевич)

"Они встретились в пути" - из тех "древних" советских кинолент, которые до сих пор по непонятной причине смотрятся легко и приятно, и советский быт не так сильно бросается в глаза. Вот оно, истинное искусство кинорежиссера - сделать спокойный и честный фильм, в котором всё в меру и всё на своих местах. Жаль, что этот фильм оказался недооцененным. Первые кадры заставляют насторожиться: мы видим строгую мамашу, которая предостерегает свою дочку Тасю, уезжающую в Ленинград поступать в вуз, от легкомысленных связей с молодыми людьми. Ну вот, типичная морализаторская история о "настоящих советских людях" - можно так подумать...



Но всё меняется, когда приходит Макар. Назло всем стереотипам у Макара с Тасей развивается серьезная любовь. Сложная, противоречивая, в чем-то даже неприличная и потому - настоящая, живая, неискусственная.




Неожиданно приятно видеть такую достоверную любовную историю от Татьяны Лукашевич, без соцреалистического пафоса и моральных норм о том, "как надо жить". Молодые люди сами разбираются, и обстоятельства им помогают. В конце и суровая мать Таси - представитель старшего поколения, пережившего войну - понимает, что время меняется и многие представления о жизни устарели.

Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments