altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №18 - Хелле Карис (Мурдмаа)

Хелле КАРИС


Хелле Карис



Многие фильмы производства киностудии "Таллинфильм" даже сложно назвать советскими - настолько они далеки от того, с чем у нас ассоциируется советское кино. Вот и творения Хелле Карис (Мурдмаа) следует отнести, скорее, к зарубежному (например, восточноевропейскому) кино: непонятный русскому уху язык, обращение к национальному фольклору, непривычно красочная и четкая "картинка". Но формально это всё же "наше" кино, а Хелле Карис - советский кинорежиссер.

Хелле Карис, известная также как Хелле Мурдмаа, сняла всего три фильма, все - сказки. Одна - по Г.Х.Андерсену ("Дикие лебеди", 1987), две - экранизации произведений эстонских писателей Владислава Коржетса и Оскара Лутса, соответственно "Серебряная пряжа Каролины" (1984) и "Чертенок" (1981). Не могу сказать, что это шедевры: в Советском Союзе снимали киносказки гораздо более глубокие, веселые, живые. Но было бы странно, если бы эстонцы сделали что-нибудь наподобие "Морозко" или "Варвара-Краса, длинная коса" Александра Роу. Сказки Хелле Карис более холодные, сдержанные. "Дикие лебеди" - сплошная депрессия, "Серебряная пряжа Каролины" рассказывается словно сквозь сон.

Наиболее "живая" и оригинальная из всех киносказок Х.Карис - это "Чертенок".

Чертенок (Хелле Карис)

"Чертенок" основан на эстонском народном фольклоре. Брат с сестрой, Кусти и Ити, пошли в лес за ягодами. (обратите внимание на качество пленки)



Пришли - а там!...



Полный набор ужастиков!




Эстонские Баба-Яга и Леший (там они, понятно, по-другому называются) утащили детишек в свое логово.



Здесь появляется главный герой - Чертенок.



Брат с сестрой убегают от нечисти, забрав с собой в родную деревню Чертенка. Здесь резко меняется интонация фильма. Начинается он как первоклассное фэнтэзи, а заканчивается - как детский утренник. Все радуются, плескаются, поют песенки. Впрочем, замысел понятен: детей напугали - надо их расслабить.



В 90-е годы Хелле Мурдмаа по неизвестным причинам ушла их художественного кино и переквалифицировалась в режиссера-документалиста.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments