altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №8

Татьяна БЕРЕЗАНЦЕВА


Татьяна Березанцева


О Татьяна Борисовне Березанцевой известно мало. В интернет-архивах не оказалось ни одной ее фотографии, да и работы ее не все доступны. Снимать начала относительно поздно - в 44 года, имея к тому моменту три профильных образования! В ГИТИСе (режиссерский факультет) и во ВГИКе (режиссерский и сценарный), плюс балетный техникум. Увлечения балетом и театром повлияли творчество Т.Березанцевой - почти все ее фильмы в какой-то степени по-театральному камерные.

Среди 9 ее киноработ самой известной является "Старомодная комедия" (1978), с участием Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова. Кроме них больше в фильме нет ролей, так что "Старомодная комедия" - это по сути театр в кино. Действие завязано на отношениях двух немолодых людей, которые внезапно полюбили друг друга в санатории, но пытаются убедить себя, что между ними ничего нет. Всё, что мы видим, - это актерская игра. Внешние элементы имеют только функциональное значение - как декорации в театре. Этот фильм, как мне кажется, предназначен для людей старшего поколения, более молодым зрителям "Старомодная комедия" покажется именно старомодной, на грани пошлости. В общем, фильм для большого любителя советского кино...

Еще представляет интерес "Любовью за любовь" - по пьесе Шекспира "Много шума из ничего". Тоже сплошной театр. Далеко не самое драматическое произведение английского классика, потому и фильм в напряжении не держит. Так, занимательная комедия, и опять "старомодная". Остальные работы Т.Березанцевой (за исключением одной) слабоваты и их можно обойти стороной. Разве что для тех, кто интересуется историей Молдовы, есть фильм "При попытке к бегству", о благородном поступке одного бессарабского солдата.

Наконец, переходим к лучшему фильму Татьяны Березанцевой, который появился в 1962 году.

Дуэль (Татьяна Березанцева)

Это экранизация повести Антона Чехова "Дуэль". Фильм на удивление малоизвестен, хотя вроде бы запрещен не был, да и за что запрещать? Совершенно безобидная экранизация. Объяснение такой забытости у меня одно: через 11 лет вышел очень хороший "Плохой хороший человек" Иосифа Хейфица, по той же чеховской повести. Видимо творение мэтра затмило в массовом зрительском сознании чуть более скромную работу Березанцевой.


скромный Олег Стриженов

Про сюжет говорить нет смысла - произведение хрестоматийное. Режиссер строго придерживается литературной основы. Место действия - черноморское побережье Кавказа. В основном, мы видим диалоги, но есть пара киноштрихов, иллюстрирующие окружающую природу:




В "Дуэли" хороший актерский состав, но в игре актеров опять же много театральности. В фильме Хейфица действие более живое и актеры более харизматичные (Высоцкий и Даль).



Кульминация - дуэль - кто кого? Узнаете, когда посмотрите фильм )) или перечитаете Чехова.


Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments