altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №8

Татьяна БЕРЕЗАНЦЕВА


Татьяна Березанцева


О Татьяна Борисовне Березанцевой известно мало. В интернет-архивах не оказалось ни одной ее фотографии, да и работы ее не все доступны. Снимать начала относительно поздно - в 44 года, имея к тому моменту три профильных образования! В ГИТИСе (режиссерский факультет) и во ВГИКе (режиссерский и сценарный), плюс балетный техникум. Увлечения балетом и театром повлияли творчество Т.Березанцевой - почти все ее фильмы в какой-то степени по-театральному камерные.

Среди 9 ее киноработ самой известной является "Старомодная комедия" (1978), с участием Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова. Кроме них больше в фильме нет ролей, так что "Старомодная комедия" - это по сути театр в кино. Действие завязано на отношениях двух немолодых людей, которые внезапно полюбили друг друга в санатории, но пытаются убедить себя, что между ними ничего нет. Всё, что мы видим, - это актерская игра. Внешние элементы имеют только функциональное значение - как декорации в театре. Этот фильм, как мне кажется, предназначен для людей старшего поколения, более молодым зрителям "Старомодная комедия" покажется именно старомодной, на грани пошлости. В общем, фильм для большого любителя советского кино...

Еще представляет интерес "Любовью за любовь" - по пьесе Шекспира "Много шума из ничего". Тоже сплошной театр. Далеко не самое драматическое произведение английского классика, потому и фильм в напряжении не держит. Так, занимательная комедия, и опять "старомодная". Остальные работы Т.Березанцевой (за исключением одной) слабоваты и их можно обойти стороной. Разве что для тех, кто интересуется историей Молдовы, есть фильм "При попытке к бегству", о благородном поступке одного бессарабского солдата.

Наконец, переходим к лучшему фильму Татьяны Березанцевой, который появился в 1962 году.

Дуэль (Татьяна Березанцева)

Это экранизация повести Антона Чехова "Дуэль". Фильм на удивление малоизвестен, хотя вроде бы запрещен не был, да и за что запрещать? Совершенно безобидная экранизация. Объяснение такой забытости у меня одно: через 11 лет вышел очень хороший "Плохой хороший человек" Иосифа Хейфица, по той же чеховской повести. Видимо творение мэтра затмило в массовом зрительском сознании чуть более скромную работу Березанцевой.


скромный Олег Стриженов

Про сюжет говорить нет смысла - произведение хрестоматийное. Режиссер строго придерживается литературной основы. Место действия - черноморское побережье Кавказа. В основном, мы видим диалоги, но есть пара киноштрихов, иллюстрирующие окружающую природу:




В "Дуэли" хороший актерский состав, но в игре актеров опять же много театральности. В фильме Хейфица действие более живое и актеры более харизматичные (Высоцкий и Даль).



Кульминация - дуэль - кто кого? Узнаете, когда посмотрите фильм )) или перечитаете Чехова.


Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments