altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №7

Вия БЕЙНЕРТЕ


Вия Бейнерте



Вия Бейнерте (Рамане) не оставила заметного следа в истории советского кино. В маленькой Латвии у нее гораздо больше авторитета. Сняв всего три фильма, Вия Бейнерте ушла в преподавательскую и организационную работу и внесла серьезный вклад в развитие постсоветского латвийского кино, но все-таки не в качестве кинорежиссера. Правда, ее дебютная ее работа "Всё из-за этой шальной Паулины" входит в 25 лучших латвийских фильмов, хотя это всего лишь 25-минутная экранизация анекдота про фотографа, снимавшего старушку в образе покойницы. Следующие два полнометражных фильма Бейнерте получились скромными...

1982 год, "Забытые вещи" - несколько забавных историй о людях, теряющих разные вещи. Автор со скрипом пытается провести метафору "люди как забытые вещи", чтобы придать фильму более-менее серьезную проблематику. Чисто как комедия фильм слабоват, некоторые истории просто глупы, и режиссер пытается замаскировать глупость лирикой. "Забытые вещи" могут понравиться тем зрителям, чьи судьбы каким-либо образом связаны с Ригой, так как атмосфера города в фильме чувствуется.

Спустя пять лет Вия Бейнерте выдала более серьезную и цельную работу - "Стечение обстоятельств". Здесь мы видим звезд прибалтийского кино - Лембита Ульфсака и Ингеборгу Дапкунайте.

Стечение обстоятельств (Вия Бейнерте)
Стечение обстоятельств (Вия Бейнерте)

В сюжете две линии, связанные с актрисой Вероникой. У Вероники есть маленькая дочь, у которой возникают подозрения на опасную болезнь. Мама любой ценой хочет попасть на прием к известному врачу, чтобы тот осмотрел дочь и поставил правильный диагноз. Кроме него в ближайшей округе никто на это не способен.



Вторая тема - дальнейшая карьера актрисы. Молодость и лучшие роли позади, впереди же маячат незначительные роли во второсортных фильмах, что не устраивает Веронику. Остается озвучивать мультики и ждать предложения от серьезного режиссера.



Опасный диагноз у дочери не подтверждается, а Веронику приглашают на главную роль. Хэппи-энд? Я бы так не сказал. Не может быть у фильма хорошего конца, если в истории нет ничего плохого. Можно сказать, что фильм об испытании для Вероники, пройдя которое, она получает заслуженную награду. Но не тянет эта история на испытание. Страхи, страхи... Которые пришли из ниоткуда и никуда не исчезли. Жизнь сама разрешила текущие проблемы стечением обстоятельств.



Сценарий Виктории Токаревой - это уже знак качества. Но мне кажется, "Стечение обстоятельств" хорошо как литературное произведение, но не подходит для кино. Не за что зацепиться. Мало чисто кинематографического материала: нет запоминающегося сюжета, нет глубоких психологических конфликтов, нет ярких образов. Нет фундамента для развития режиссерской мысли. Хотя Бергман, например, конечно же, сделал бы из этой истории шедевр. К сожалению, непонятен потенциал Вии Бейнерте как режиссера. При этом фильм как минимум не провальный, он в хорошем смысле "ни о чем". Моя оценка - "средне".
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments