altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №6

Маргарита БАРСКАЯ


Маргарита Барская



В истории советского кино встречаются темные пятна. Вот и деятельность Маргариты Барской, яркой творческой личности, остается малоизученной, а два ее художественных фильма можно откопать только в архивах Госфильмофонда. Остается мечтать, что когда-нибудь их реставрируют, оцифруют и выпустят в широком доступе. В январе 2011 года состоялся показ самого известного и прославленного фильма М.Барской "Рваные башмаки" в рамках программы "Запрещенная история советского кино". Что ж, начало положено...

В газете "СК-Новости" в 2003 и 2008 годах были опубликованы статьи о жизни и творчестве Барской, автор - киновед Наталья Милосердова. Именно на эти материалы я опирался при подготовке данной заметки.

30-е годы, СССР. Все мы приблизительно представляем, какой была та эпоха. Многочисленные гонения на талантливых людей, неугодных советской власти, судебные процессы, репрессии... Маргарита Барская стала жертвой той эпохи. Нет, она не была репрессирована. Самоубийство... Выбросилась с пятого этажа из окна своей квартиры в Моске. По другой версии, бросилась в лестничный пролет на киностудии. Скоро мы узнаем, что довело ее до такого исхода.

Маргарита Барская родилась и выросла в Баку. С детства отличалась жизнерадостностью, добротой, артистичностью. Сразу видно: этой девочке суждено стать актрисой. Мара повзрослела, познакомилась с интересными людьми, уехала в Одессу, где снялась в нескольких фильмах. Со временем у нее созревает мечта - снимать фильмы, да непростые - детские! В 1929 году наша героиня едет покорять Москву. Приезжает и выясняет, что детское кино тут никто не снимает и снимать вроде не планирует. Придется всё делать самой. Пройдя через начальные ступени кинокарьеры, Маргарита Барская организует Московскую детскую студию, через несколько лет ей на смену создается Союздетфильм, тоже при непосредственном участии Барской. Союздетфильм позже переименуют в Московскую киностудию им. Горького - ту самую студию, где была сделана куча киношедевров, в том числе и о детях. Таким образом, Маргарита Барская стояла у истоков советского детского кинематографа!

В 1933 году состоялся режиссерский дебют М.Барской - "Рваные башмаки", первый в мире звуковой детский фильм! "Башмаки" вызвали восторг у зрителей СССР и Европы, критики восхищались режиссерскими методами работы с детьми. Фильм похвалили Максим Горький, Ромен Роллан, Всеволод Иванов, Аста Нильсен, Лев Кассиль. В "Нью-Йорк Таймс" вышла публикация о Барской, восторженные рецензии появлялись в советской прессе. В общем, мир получил новую звезду кинорежиссуры.

1936 год - съемки второго фильма Барской "Отец и сын". В "Рваных башмаках" зрители видели жизнь детей в одной европейской стране (какой именно - не упоминается) в первые годы наступления фашизма. В следующем фильме на первом плане уже советские дети. В основе сюжета - конфликт между отцом и сыном. Отец - крупный партийный деятель, награжденный орденом Ленина. Из-за своей высокой занятости он не уделяет времени сыну. Матери нет. Сын сильно переживает из-за отсутствия отцовской любви и уходит из дома, попадая в мир беспризорников и уголовников. Наталья Милосердова, видевшая этот фильм, отмечает, насколько он крамольный. Неудивительно, что партийные чиновники так обрушились на него, не увидев в нем художественные достижения. Впрочем, только сейчас мы можем их оценить. Оказывается, лента "Отец и сын" предвосхищает итальянский неореализм, а также содержит гениальные сцены психологического напряжения - то, что мы сейчас называем "саспенс", вспоминая прежде всего Хичкока. "Эх, не сгубили бы девушку, заткнула бы она великого классика за пояс" (Н.Милосердова). Нехило?

Так кто же ее сгубил? Во многом способствовал этому Карл Радек, чьей любовницей (факт полностью неподтвержденный) была Маргарита Барская. Карл Радек - авантюрный политик и публицист, в 30-е годы попал в антитроцкистскую мясорубку. Арестован, осужден, посажен, убит в тюрьме. Под удар попала и его подруга. Чудом не осудили, но отныне в кино она стала персоной нон грата. Пыталась запустить несколько фильмов, но ей не давали. Жизненные силы иссякали. В 1939 году умер ее близкий друг и вдохновитель - выдающийся советский педагог Антон Макаренко. Конец фильма...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments