altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №5

Искра БАБИЧ


Искра Бабич



Из всех героинь нашего проекта именно Искра Леонидовна Бабич делала самое женское кино, воплощая в нем лучшие женственные качества: мягкость, простодушную доброту, радость к жизни. Но словно в чистом и теплом озере, сквозь приятную на ощупь гладь воды руки упираются в острые черные камни. В творчестве Искры Бабич за лучистым настроением ясно просматривается жестокая и грубая реальность, губительная для души ранимого человека. Несмотря на махровый соцреализм, в ее фильмах как будто открывается портал в другое измерение, где всё точно так же, но как-то... словно в раю. Это мы заглянули в душу творца. Удивительный это режиссер - Искра Бабич!

Чувствуется в ее судьбе некий трагизм, рок. Сотворив в советскую эпоху несколько скромных киношедевров, на пороге Перестройки Искра, словно предчувствуя грядущий ураган событий, испугалась, замкнулась и навсегда ушла из творческого процесса. Потом была долгая неизлечимая болезнь. Уже после ее смерти судьба сделала два контрольных выстрела: жуткими случились уходы из жизни ее мужа и дочери. Тот случай, когда неординарный творец с ранимой душой слишком близко приближается к границе между этим и тем миром. Вот такая метафизика пронизывает творчество Искры Бабич, одного из самых нераскрытых и недооцененных талантов в отечественном кинематографе, именно так!

Искра Леонидовна сняла за 25 лет всего 4 полнометражных фильма, и каждый из них по-своему очарователен. Даже молодежная мелодрама в условиях соцреализма "Первое свидание". Редкий случай, когда от "совка" хочется не плеваться, а любоваться им! Сразу видно, что режиссер - женщина, пока еще во многом молодая, наивная и простодушная. Но между прочим, режиссура уже на высоком уровне! Не случайно Искра Бабич считалась любимой ученицей Ивана Пырьева.

Самая известная ее лента - конечно же "Мужики", классика, которая часто мелькает на телеканалах до сих пор. У Искры Бабич самые сильные образы - это молодые женщины. Здесь к ним прибавляется характерный мужской персонаж, "мужик". Плюс дети, собачка. И острый социальный сюжет. Неудивительно, что фильм стал хитом 1983 года.

Потом был фильм "Прости меня, Алеша!", очень откровенный и слезоточивый, но режиссура уже похрамывает, чувствуется некоторое творческое утомление. Наконец, "Половодье" 1963 года...

Половодье (Искра Бабич)

Если составить список самых незаметных шедевров советского кино (их еще называют "тихими шедеврами"), то "Половодье" обязано в нем оказаться. Меня шокировал факт, что на Кинопоиске фильму оценку поставил единственный человек! И я его знаю очень хорошо )) В "Половодье" простой сюжет: колхоз, коммунизм, доярка Даша получает звание героини труда и соответствующий орден. Как пошло это звучит в наше время...



Но дальше разворачивается драма на ровном месте. В Даше вдруг просыпаются запретные желания - быть любимой женой и свободной женщиной. Для героини труда это в высшей степени аморально. Поведение Даши не вписывается в советские шаблоны. Народ не понимает.



Искра Бабич показывает историю становления отношений Дарьи и Зиновия в колхозе. Как чувственно показаны их ссоры и примирения! Куда смотрела цензура?



Молодожены, преодолевая собственные страхи и критику со стороны, обосабливаются и создают собственное хозяйство. Надо же было придумать такой сюжет! Местами режиссер допускает прямо антикоммунистическую пропаганду, конечно же, невольно. Здесь можно серьезно придраться к сценарию и к режиссуре. Если бы Искра Бабич сдавала экзамен этим фильмом, наверняка получила бы "неуд". Но спустя десятилетия сюжетные несуразности выглядят так мило и очаровательно, что хочется ими восхищаться. Сама того не ожидая, Искра Бабич сделала шедевр, который пока никто кроме меня не оценил ))



Что мне нравится в работах Искры Бабич - это то, что как она подбирает актрис и как она их снимает. Она привлекает актрис не просто красивых, а эстетичных, с особой, очень женственной энергетикой. Искра любит снимать их крупным планом. Благодаря такому приему все ее фильмы живые и в хорошем смысле откровенные. Вот чего не хватало очень многим советским режиссерам...






У Искры Бабич в фильмах нет плохих людей. Даже условно отрицательные герои имеют возможность проявить доброту и понимание. Например, эта бабушка - председатель колхоза. Фирменный крупный план от режиссера.



В общем, есть за что любить советское кино - за таких удивительных художников, как Искра Бабич. Да и имя какое подходящее...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment