altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №4 - Динара Асанова

Динара АСАНОВА


Динара Асанова



В советском кинематографе есть ряд творцов, которых мы сейчас условно можем причислить к "авторскому кино", то есть это были режиссеры, снимавшие своё кино, зачастую вопреки шаблонам кинопроизводства и общепринятым представлениям о советской действительности. Произведения этих деятелей отличались искренностью, свежестью и наличием авторского стиля. Кто же эти герои? Оставив за скобками таких "монстров", как Тарковский и Герман, назовем следующие имена: Кира Муратова, Элем Климов, Лариса Шепитько, Илья Авербах, Динара Асанова... Заметили, что женщин больше?

Динара Кулдашевна Асанова родилась в Киргизии, кино снимала на Ленфильме. В настоящее время наблюдаю определенный рост интереса к этой персоне среди киноведов/кинолюбителей одновременно с тенденцией роста нелюбви к советскому кино у молодого поколения зрителей. Динара Асанова становится для них одним из символов "нетипичного" советского кино, которое вроде как и не стыдно поглядеть. К этому явлению можно относиться по-разному. Лично меня оно несколько тревожит, но в то же время указывает на художественные заслуги режиссера.

Самым главным ее хитом является фильм о трудных подростках "Пацаны" - самый острый и нашумевший у Асановой. Но... не самый лучший. Еще часто упоминается "Не болит голова у дятла" - один из самых необычных фильмов на подростково-школьную тематику в советском кино. Это был дебют режиссера, и в нем чувствуются шероховатости, попытки найти собственный стиль, который очень скоро будет найден.

В "Пацанах" мы видим Динару Кулдашевну в большей степени как наставника, нежели режиссера. Наставника - в широком смысле - мудрого человека, который пытается пробудить в несчастном человеке (будь то ребенок-сирота или взрослый в кризисной ситуации) светлые чувства: любовь, уверенность, радость жизни. И эту роль Динара Асанова исполняла до конца жизни, видимо, в ущерб своему здоровью. Атмосферой трагизма пропитана ее судьба (а также судьба многих ее актеров) и ее творчество. Основной мотив ее фильмов - обретение счастья через несчастье. Этот мотив иллюстрируется самым лучшей, на мой взгляд, работой Асановой, которая малоизвестна среди широко зрителя и скромно притаилась в ее и без того небольшой фильмографии.

Фильм называется "Беда" (1977), и название без всяких намеков и метафор указывает на тему и настроение картины.

Беда (Динара Асанова)

Начинается лента с цитаты из Указа Президиума "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Такое официозное начало провоцирует некие подозрения: а не подсунули ли мне вместо высокого искусства соцзаказ и антиалкогольную пропаганду? Но эти подозрения быстро исчезают, да и имя режиссера о многом говорит. Асанова и соцзаказ? Абсурд.

Беда (Динара Асанова)

История "Беды" банальная. Мужчина спивается, потом терроризирует близких, совершает преступление и попадает в тюрьму. Сюжет здесь - не главное. Фильм выстроен исключительно на психологических элементах, прежде всего, у главного героя (великолепная роль Алексея Петренко): соблазны, борьба с собой, внутренние демоны, попытки сознания пробиться сквозь пелену умопомрачения.

Беда (Динара Асанова)


И всё это в условиях серой советской бытовой жизни. Серость жизни Асанова особенно подчеркивает почти во всех своих работах. "Картинка" у нее всегда как будто мрачноватая, затемненная, благодаря чему на первый план выводятся именно переживания героев, а внешние детали кажутся незначительными - запоминается лишь атмосфера целиком.



А как всё хорошо начиналось...



Ближе к концу появляются мотивы прощения. У женщины-режиссера иначе и быть не может. Мотив прощения развивается через образ матери главного героя - не побоюсь этого слова, альтер-эго Асановой. Отношения матери и сына придают психологической драме еще большую глубину.

Беда (Динара Асанова)

Все переживания изображены очень достоверно и, что важно, умеренно, без нагнетания ненужных страстей. Не каждый бы режиссер-мужчина справился бы с этой задачей. "Беда" - внутренняя драма, живая, настоящая, подлинная. Жаль, фильм недооценен: кого-то отпугивает алкогольная тематика, кого-то - невзрачность картинки. Между тем, именно в "Беде" Динара Асанова реализуется равнозначно и полноценно как самобытный режиссер и как тонкий психолог. Именно такое соотношение больше у нее не повторится, мне так кажется.

См. также пост Пять "жизней" Динары Асановой (обзор творчества)
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments