altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №2

Гюльбаниз АЗИМЗАДЕ


Гюльбаниз Азимзаде Гюльбаниз Азимзаде



Гюльбаниз Юсуфовна Азимзаде представляет азербайджанский кинематографи и, скорее всего, является единственной женщиной-режиссером в истории этой страны. Г.Азимзаде нельзя назвать сильным режиссером, но совершенно точно - добрым. Главные герои ее фильмов, будь то дети, взрослые или пожилые люди, - добрые, понимающие, компромиссные. Интонации гуманизма проходят через все ее работы без исключения. Можно догадаться, что Гюльбаниз Азимзаде очень любила детей, и детская тематика - основная для нее, что уже ценно: снимать фильмы про детей - задача деликатная.
Дети в фильмах Азимзаде - это подростки 10-15 лет, впервые в жизни сталкивающиеся с важными вопросами: кто я в этом мире? кем мне быть? о чем мечтать? В фильме "Вот придет август" (1984) мальчик Ариф решает стать моряком, как его погибший отец. Для этого ему приходится преодолеть сопротивление родных и пройти ряд психологических испытаний.
Но самый лучший фильм режиссера - "Только остров не возьмешь с собой" (1980).
Только остров не возьмешь с собой (Гюльбаниз Азимзаде)

Здесь мы видим уже девочку - Наилю. Роль исполняет Аян Мир-Касимова, красивая молодая актриса, которая появится в других фильмах Азимзаде. Ее, пожалуй, можно назвать самой яркой детской актрисой Азербайджана, хотя других я и не знаю...


Наиля в летние каникулы приезжает на маленький остров в Каспийском море, где егерем работает ее бабушка.


Поначалу тут скучно - никаких подружек, только зверье всякое бегает и строгая бабушка учит жизни.


Но вдруг взгляд на окружающий мир у девочки резко начинает меняться. Ей открывается природа, которая, словно родная мать, добра и аккуратна с девочкой. У Наили происходит настоящий прорыв в познании мира. Она счастлива.




У Г.Азимзаде здорово получилось показать перемену в мировосприятии ребенка, а также передать гармоничную атмосферу острова.


Кое-где даже использованы спецэффекты, что пришлось очень к месту.


По сюжету там, на самом деле, не всё так гладко: живой природе острова вдруг начинает грозить опасность из-за технологической аварии поблизости. Это печальное событие только усиливает впечатление девочки от пребывания на острове. Добро познается вкупе со злом...

Гюльбаниз Азимзаде - все-таки не мастер высшего уровня, разве что в родном Азербайджане она почитается как классик. Тем не менее Гюльбаниз Юсуфовна выдерживала неплохой средний уровень, и явных провалов у нее не было. Ну а за особое внимание к проблемам подросткового взросления отдельно можно ее похвалить.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments