altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

11 атрибутов фильмов Вуди Аллена

Просмотр всей фильмографии режиссера позволил мне выделить 11 самых используемых вещей, персонажей, мотивов в большинстве его фильмов. Данный список - своего рода "резюме" вудиалленовского творчества, "напоминалка", которой можно пользоваться спустя годы, чтобы освежить в памяти любимые киноленты. Атрибуты публикуются с 11 по 1 в порядке значимости, с моей субъективной точки зрения.

11.ТИТРЫ
"Я выбрал гарнитуру, которая мне понравилась, и с тех пор больше ничего не меняю. Ведь что такое титры? Это чисто информативная вещь".
В.А.


В первых его работах титры были размашистые, на их изготовление уходила нехилая доля бюджета. В какой-то момент режиссер спросил себя: а зачем оно мне надо? И с тех пор титры неизменно готовятся по самому простому образцу, без единого "наворота": перечисление фамилий, название фильма белыми буквами на черном фоне. А чтобы зрителю было не скучно их читать, за кадром играет веселенькая музыка.


к/ф "Другая женщина"


10.ФОКУСНИКИ
"Я всё время тренировался, читал какие-то пособия, показывал фокусы в семье, в кругу друзей".
В.А.


Тема волшебства - не самая последняя в творчестве режиссера. Но фокусник - не волшебник, а всего лишь ремесленник, причем, не всегда первоклассный (вспомните бездарного иллюзиониста в "Сенсации" или полуумного священника-фокусника в "Не пей воду"), потому волшебство в его руках свершается, скорее, вопреки его усилиям. Алленовское волшебство напрочь лишено мистического пафоса и подается так, что нам кажется, будто боги смеются над нами: мол, сначала в себе разберитесь, а потом уж осваивайте магию. Иногда фокусников у Вуди Аллена заменяют гипнотизеры ("Проклятие нефритового скорпиона") и гадалки ("Ты встретишь таинственного незнакомца") - персонажи, тоже близкие к комедийным.

к/ф "Проклятие нефритового скорпиона"


9.ДОСТОЕВСКИЙ
"Достоевский - полноценное питание, с добавлением витаминов и экстрактом пшеничных зерен"
(из фильма "Мужья и жены")


Как уже отмечал не раз, Вуди Аллен любит русскую классическую литературу и часто на нее ссылается в своих творениях. Достовеский, пожалуй, главный его "фаворит". Во-первых, используется мотив преступления и наказания (часто не свершившегося) - "Преступления и проступки", "Матч Поинт", "Мечта Кассандры". Во-вторых, Аллен иногда переносит на себя характеры героев Достоевского. Например, в пародийной трагикомедии "Любовь и смерть" главный герой в детстве напоминает духовноустремленного Алешу Карамазова, а повзрослев - чудаковатого князя Мышкина.
В "Любви и смерти" режиссер обыгрывает факт из биографии Федора Михайловича: приговор к смертной казни, отмененный в последний момент. Героя фильма тоже приговаривают к расстрелу, но обещают помилование. Но случился облом...

к/ф "Любовь и смерть"


8.ДОЖДЬ
"Дождь - это всегда очень красиво. Я обожаю дождь".
"Дождь способствует зарождению интимности - будь то влюбленность или иные формы общности"

В.А.

Действительно, режиссеру удается в дождливых сценах повышать степень откровенности и интимности. Яркий пример - сцена измены в "Матч поинте". Еще примеры: "Сентябрь", "Ханна и ее сестры", "Алиса" и др. Вода - та стихия, что способна из души смыть черствость, робость, страх открыться.

к/ф "Матч Поинт"


7.ИНГМАР БЕРГМАН
Вуди Аллен не стеснялся перенимать стилистику от многих великих режиссеров - у Феллини, Годара, Чарли Чаплина, и особенно - у Бергмана. Аллен взял у шведского режиссера целый жанр - камерную психологическую драму ("Персона", "Осенняя соната", "Лицом к лицу") - и перенес ее в свои условия. Также Вуди часто использовал тему кризиса супружества, почерпнув ее, вероятно, из "Сцен из супружеской жизни". Бергман вдохновил Аллена на эксперименты в драматическом жанре, из-за чего пришлось временно отойти от комедий. Насколько оправдан такой эксперимент - один из главных дискуссионных вопросов о творчестве нашего героя. Мне кажется, Вуди явно проигрывает, играя на "бергмановском" поле. По всем ключевым параметрам (игра актеров, атмосфера, глубокий психоэмоциональный уровень, сценарии и т.д.) Вуди уступает Бергману, в чем сам признавался в интервью, хотя сами по себе такие "бергмановские" фильмы, как "Сентябрь", "Интерьеры" неплохи. Но если искать в фильмографии Аллена наиболее проходные позиции, я бы назвал именно эти.

к/ф "Энни Холл". Слева - афиша фильма "Лицом к лицу"


6.ПСИХОАНАЛИТИКИ
"Я обратился к психоанализу, потому что мне казалось, у меня в детстве были определенные проблемы, и мне хотелось понять, нельзя ли с ними что-нибудь сделать. На протяжении многих лет я время от времени заигрывал с психоанализом и психотерапией. Бросал, потом снова возвращался; пробовал одно, другое, третье. Иногда мне кажется, что анализ мне помогает, иногда я не очень доволен результатами. Смешанные впечатления у меня от психоанализа".
В.А.


Такое противоречивое отношение Вуди Аллена к психоанализу прослеживается и в его фильмах. Психоаналитики в них - частые гости. Алленовский психоаналитик - это чаще всего сатирический персонаж, показывающий свою бесполезность. Он просто молча сидит и слушает пациента (хотя, в этом уже есть какая-то польза), а на самом интересном месте сообщает: время нашего сеанса истекло, с вас тыща долларов. Вот и весь психоанализ. Порой, самому психоаналитику необходима помощь ("Разбирая Гарри")... Конечно, Вуди не критикует психоанализ как методику, которая давно доказала свою эффективность. Режиссер использует сцены разговора у психоаналитика как способ раскрытия главного героя. Тому кажется, будто он умрет без помощи специалиста, но пока он выговаривается, мы видим, что он и сам способен разобраться в своих проблемах. Фирменная алленовская ирония.

к/ф "Разбирая Гарри"


5.КИНОТЕАТРЫ
"Удовольствие, которое мы получаем от посещения кинотеатра не в последнюю очередь связано с тем, что мы отвлекаемся от грубости жизненных реалий".
(из фильма "Пурпурная роза Каира")


Если бы не дешевые и прохладные нью-йорские кинотеатры, мы бы не увидели режиссера по имени Вуди Аллен. В детстве наш герой проводил в них много времени, спасаясь от повседневной рутины и впитывая всё лучшее из классического кинематографа. Так что не случайно ключевые сцены в его фильмах происходят в кинотеатрах. У Вуди кинотеатр - своего рода храм, где герой остается наедине с собой, перед ним открываются новые видения мира и самого себя. Просмотр кино на большом экране - словно религиозный ритуал. Кинотеатр - место, где исполняются желания ("Пурпурная роза Каира") и где вершится справедливость ("Загадочное убийство в Манхэттене").

к/ф "Загадочное убийство в Манхэттене"


4.МИА ФЭРРОУ
"Она хорошая актриса, очень разносторонняя. Она может играть самые разные роли - как серьезные, так и комические. Кроме того, она очень фотогенична, очень красива на экране. Она прекрасная реалистичная актриса и в этом смысле составляет полную противоположность Дайан Китон".
В.А.


Миа Фэрроу появляется в 13 фильмах Вуди Аллена (мог быть и 14-й, если бы не разрыв отношений), в большинстве из них играет главную роль, причем, эти роли писались специально для нее или давались ей на выбор. Никому другому режиссер не уделял столько внимания и не давал столько привилегий. Всё-таки муж и жена, творчески очень плодотворная пара.
Миа действительно способна играть и комедийные, и драматические роли. Она была ключевой актрисой в "бергмановских" фильмах Аллена и являлась неким аналогом своей шведской коллеги Лив Ульман, постоянной актрисы Ингмара Бергмана. Однако где Лив Ульман и где Миа Фэрроу... На мой взгляд, Миа - не самая выдающаяся актриса, и ее успех во многом обусловлен связью с Вуди Алленом. После 13 фильмов подряд с ее участием ее образ откровенно надоедает. Не чувствую я в ней выдающейся глубины переживаний. Просто хорошая актриса. Дайан Китон кажется мне более интересной и талантливой.

к/ф "Сентябрь"


3.ДЖАЗ
"Это моя страсть"
В.А.


Вот что совсем не надоедает у Вуди Аллена - это джаз. Всегда разный - по темпу, по стилю, по настроению. Режиссер часто использует старые джазовые записи в качестве саундтреков или же посвящает музыке свои фильмы. Например, "Эпоха радио" - "сборник забытых джазовых хитов" 20-30 годов; "Сладкий и гадкий" - о вымышленном джазовом гитаристе. Джаз, как и кино, с детства неразрывно связан с образом жизни Вуди Аллена и, соответственно, влияет на его творчество. Как известно, Вуди - сам музыкант, играет на кларнете, со своей группой раз в неделю выступает в одном из нью-йоркских кафе, исполняя классический нью-орлеанский джаз. Иногда оркестр совершает турне в Европу – об этом есть документальный фильм "Блюз дикаря".

д/ф "Блюз дикаря"


2.ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
"Физически слабый, трусливый человек, женолюб, неудачник, невротик, намерения у него добрые, но что бы он ни делал, всё получается криво".
В.А.


Режиссеру удалось сформировать образ, ставший хрестоматийным в мировом кино, как Гамлет или Дон Кихот - в мировой литературе. Кто-то искренне полюбил этот образ, или просто ему симпатизирует. Кто-то его не принимает или даже ненавидит, часто без явной причины. Интересный эффект! Для последних надо пояснить: характер главного героя в фильмах Вуди Аллена иммет мало общего с его создателем. Отождествление автора и персонажа в данном случае - распространенное предубеждение. Изучение биографии и личности Вуди Аллена это подтверждает.



к/ф "Преступления и проступки"


1.НЬЮ-ЙОРК
"Он обожал Нью-Йорк, хотя этот город был для него метафорой загнивания современной культуры <...> Нью-Йорк был его городом. И останется им навсегда".
(из фильма "Манхэттен")


Бог с ним, с этим евреем-невротиком, ведь в фильмах Вуди Аллена есть более интересный и значимый персонаж - Нью-Йорк, один из самых культовых городов мира. Многие известные и выдающие кинорежиссеры мира родились в Нью-Йорка (Кубрик, Скорсезе, Аронофски и многие другие), но именно Вуди Аллена можно назвать главным выразителем нью-йоркского духа в кино.

к/ф "Нью-йоркские истории"
Tags: Вуди Аллен
Subscribe

Posts from This Journal “Вуди Аллен” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments