altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Золотой фонд" Вуди Аллена. Часть 2: 80-е

1."Ханна и ее сестры"
2."Зелиг"
3."Пурпурная роза Каира"

1."Ханна и ее сестры" (1986)
Спустя 25 лет успех этого фильма кажется странным. Безусловно, одна из удачных классических работ режиссера, в номинации "лучший фильм Аллена в 80-е годы" опередила "Зелиг", оставивший более заметный след в фильмографии нашего героя, да и в истории кино в целом. Возможное объяснение в том, что "Ханна" получила два "Оскара" за роли второго плана, а я подозреваю, большинство зрителей выбирают фильмы для просмотра по принципу наличия у фильма престижных наград (у "Зелига" в этом плане улов невелик). Так вот, "Ханна и ее сестры" - один из лучших примеров совмещения мелодрамы и комедии у Вуди Аллена. В нашей, российской традиции, такой жанр повелось называть "лирической комедией". Вспоминается "Осенний марафон" или "Вокзал для двоих": и смешно, и грустно. У Аллена что-то подобное. Конечно, для адекватного сочетания в фильме юмора и серьезных переживаний, чтобы зритель поверил в достоверность, требуется особое мастерство, и Вуди этим требованиям отвечает.
С русской культурой "Ханну" роднит не только жанр, но и отсылки к русской классической литературе, в любви к которой Аллен не раз признавался. Композиция фильма напоминает то, как разворачивается в голове у читателя действие классического русского романа (в интервью о данном фильме режиссер назвал конкретное произведение - "Анну Каренину", что интересно: там и там - Анны, правда, в фильме нет трагической развязки, хотя задумывалась режиссером как один из вариантов финала). Психологические характеры персонажей раскрываются поочередно, в отдельных эпизодах (как и роман, фильм разбит на главы), основной же сюжет остается на заднем плане и в конце концов исчезает. Все-таки "Ханна и сестры" - не роман, а полуторачасовой фильм, это почти произвольный отрезок из жизни одной нью-йоркской семьи. Вуди с таким же успехом мог взять другой временной промежуток и придумать другую историю. Придумывать истории "на ровном месте" - это талант Вуди Аллена.




2."Зелиг" (1983)
Этот фильм стоит посмотреть не только потому, что он является одним из самых культовых и самобытных алленовских творений. "Зелиг" - представитель редкого и уникального жанра псевдодокументальной фантастики, к которой Аллен добавляет черты научно-популярной передачи (комментарии экспертов - в "Зелиге" они цветные, тогда как сам фильм - ч/б) и опять же образы из русской литературной классики, в первую очередь, из Чехова (рассказ "Хамелеон"). "Я - фанат Чехова", - признавался режиссер.
По жанру "Зелиг" напоминает более ранний "Человек-слон" Дэвида Линча: тоже черно-белая картинка, тоже странное существо, ставшее объектом исследований. А еще напоминает "Форрест Гамп"! В предисловии к проекту о Вуди Аллене я выразил мнение, что он - ленивый режиссер. "Зелиг" - исключение. Подготовка к съемкам заняла два года (потребовалось изучить много кинохроники и на ее основе придумать целую культурную эпоху), и с технической точки зрения фильм потребовал тщательной работы. Основной технический прием "Зелига" - вставка главного героя (угадайте, как зовут актера) в подлинные документальные кадры. Этот же прием, как известно, использовал Земекис. Форрест Гамп здоровается с настоящим президентом США, а Зелиг становится нацистом-приближенным к Гитлеру (см.скриншот - Вуди внизу справа).
"Зелиг" - из тех творческих экспериментов, что не дают кинематографу стоять на месте и утопать в наслоениях штампов.




3."Пурпурная роза Каира" (1985)
Для многих кинолюбителей, признающих значительную роль Вуди Аллена в кино, но не принимающих его манеры, остается актуальным вопрос (затронутый в предыдущем посте в разговоре о фильме "Энни Холл"): что бы посмотреть из Вуди Аллена, где было бы поменьше этого самого Вуди Аллена, а еще лучше - вообще без него? Ответ: "Пурпурная роза Каира"! Еще "Матч-поинт", но о нем поговорим, когда дойдет до 00-х.
Да, в "Пурпурной розе" этот человек не появляется даже в эпизодической роли, тем не менее его неявное присутствие ощущается теми, кто знаком с его творчеством. Во-первых, такая идея, наверное, могла прийти в голову только Вуди: герой приключенческого фильма прямо в кинотеатре буквально сходит с экрана в зал, потому что ему понравилась одна из зрительниц. Позже мы увидим похожий трюк в боевике "Последний киногерой" со Шварценеггером. Во-вторых, сама атмосфера фильма - "великая депрессия", 30-е годы, когда кинотеатры становятся для масс главным утешением и спасением от суровой и беспросветной реальности - точно воспроизведена Вуди Алленом, потому что это ЕГО эпоха, это время его детства, когда он точно так же спасался в дешевых кинотеатрах от повседневной скуки, воображал себя героем киноприключений и, возможно, мечтал, что лично к нему сойдет с экрана путешественник и возьмет его с собой в увлекательную экспедицию.
Такой фильм, как "Пурпурная роза Каира" мог создать только Вуди Аллен, хоть его и нет в кадре. В своем творении режиссер исполняет свои детские мечты и делает это как настоящий художник - опосредованно, не навязывая зрителям самого себя - Аллен точно почувствовал, когда можно обойтись без этого.



Часть 1: 70-е
Часть 3: 90-е
Часть 4: 2000-е
Tags: Вуди Аллен
Subscribe

Posts from This Journal “Вуди Аллен” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments