altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Золотой фонд" Вуди Аллена. Часть 1: 70-е.

Фильмография Аллена Стюарта Кенигсберга зашкаливает за четыре десятилетия (70-е, 80-е, 90-е, 00-е плюс конец 60-х) и вот-вот откроет пятый десяток. Более сорока полнометражных фильмов, посмотреть которые друг за другом - настоящее киноманское испытание. В них вы встретите всякое: и признанные шедевры, и проходные работы, и прелестные комедии, и тягомотные "бергмановские" драмы...
У меня создалось впечатление, что Вуди Аллен - ленивый режиссер, снимающий кино в свое удовольствие, без оглядки на массовое признание и мнения авторитетных критиков. Потому он и снимает много, почти каждый год по фильму - Кино-Бог, если такой существует, сделал его своим любимчиком и обеспечил ему райские условия для режиссерской работы, причем, с самого первого фильма. Вуди Аллен - противоположность перфекционисту Стэнли Кубрику (оба, кстати, уроженцы Нью-Йорка), у которого был выверен каждый кадр, который для своих творений совершал огромный подготовительный труд, часто оказывавшийся бесполезным. У Вуди всё гораздо проще: вот Нью-Йорк, город с массой историй, просто иди и снимай их. Что-то получится лучше, что-то - хуже.



Если вы не можете позволить себе удовольствие освоить всю алленовскую фильмографию целиком, можно выбрать из нее наиболее яркие, культовые, популярные ленты. Чтобы определить таковые, я использую статистику с сайтов Кинопоиск, IMDB, РуТрекер. Но, проведя социокультурное исследование, обнаружил, что в ТОП-10 - почти все фильмы сняты в последние 10 лет, "Матч Поинт" вообще вне конкуренции по количеству оценок на киносайтах и по количеству скачиваний на трекерах. Это понятно: народ смотрит, в основном, новинки, и Вуди Аллен отлично вписывается в современную киномоду, его много ругают, но всё равно смотрят! Но такое положение вещей несправедливо по отношению к классическим лентам режиссера. Поэтому я решил разделить "Золотой фонд" на четыре части - по одной на каждое десятилетие. Таким образом, ни один шедевр не пройдет мимо нашего внимания.
1."Энни Холл" (1977)
При том, что каждый фильм Вуди Аллена, выходивший на экраны в 21 веке, обретал культовый статус среди поклонников авторского кино, самый успешное творение режиссера появилось гораздо раньше. Куча "Оскаров" и первое место на IMDB (чуть-чуть опережая "Матч Поинт"). Хотя на наш современный взгляд оно выглядит скорее "одним из" самых-самых и особо не выделяется из фильмографии, но тогда, в 70-е, это было нечто. В "Энни Холл" зрители впервые увидели работу зрелого мастера, который наконец-то вышел за пределы чисто комедийного жанра и успешно поэкспериментировал с мелодрамой. Если прежде у Аллена преобладал юмор, то теперь наравне с ним - философия. В дальнейшем философский (интеллектуальный) юмор станет фирменным стилем Вуди Аллена. Тогда это выглядело свежо, необычно. Современного же зрителя "Энни Холл" часто раздражает: мало действия, рваная композиция, непонятные шутки (переводить шутки Вуди Аллена - отдельное мастерство) и этот мелкий очкарик вечно лезет в кадр. Первые два пункта - не проблема для опытных кинолюбителей, воспитанных на Бергмане и Антониони. С третьим пунктом ничего не поделаешь - хоть английский изучай. Что касается четвертого пункта: образ неврастеничного еврея-интеллигента, кочующий из в фильма в фильм, у многих вызывает антипатию на глубоком психологическом уровне. Причина данного феномена - загадка и тема для отдельного исследования. В "Энни Холл" противоречивый образ главного героя в исполнении Вуди Аллена как-то уравновешивается образом героини, в честь которой и назван фильм, в исполнении очень симпатичной и стильной Дайан Китон.




2."Манхэттен" (1979)
Кто является главным героем фильмов Вуди Аллена? Очевидно, сам Вуди Аллен. Но на этот вопрос можно ответить оригинальнее. Есть один персонаж поглавнее Вуди Аллена - это Нью-Йорк. Больше половины алленовских историй происходят в Нью-Йорке. Пожалуй, лучшая из них называется "Манхэттен".
Один из тех фильмов, которые запоминаются благодаря своему стилю, но не сюжету. Спустя месяц после просмотра смутно вспоминается какой-то писатель и две женщины, между которыми он балансирует. В общем, ничего особенного. Вуди Аллен, как обычно, в главной роли, снова Дайан Китон, черно-белая картинка. Но что сразу всплывает в памяти - Нью-Йорк: такой насыщенный город, столько неповторимых историй в нем происходит каждую секунду, и история малоизвестного писателя - лишь капля в море... И тут понимаешь, что сценарий фильма Вуди Аллена выполняет номинальную функцию - просто чтобы был. Дух города не затолкнешь в сценарий. Вуди Аллен - видимо, избранный свыше носитель этого духа, раз ему удается из мелочей и деталей собирать огромное полотно о жизни миллионов людей.




3."Любовь и смерть" (1975)
Вуди Аллен не раз признавался в интервью, что он поклонник русской классической литературы. "Любовь и смерть" - своеобразная дань уважения (или как сейчас говорят - трибьют) великим русским писателям Льву Толстому, Тургеневу, Достоевскому, а также великому шведскому режиссеру Ингмару Бергману за компанию. Всех, кого любит, он собрал в одном фильме и... обсмеял. Получилась жутко глупая и тем самым прекрасная комедия о похождениях русского солдата (главную роль сыграл один малоизвестный актер) во время войны с Наполеоном. Наполеону тоже досталось... "Любовь и смерть" - шедевр для тех, кто принимает специфический юмор Вуди Аллена.




Часть 2: 80-е
Часть 3: 90-е
Часть 4: 2000-е
Tags: Вуди Аллен
Subscribe

Posts from This Journal “Вуди Аллен” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments