altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Микеланджело Антониони. Часть 3: ранние короткометражки

До начала серьезной кинорежиссерской карьеры Антониони увлекался съемками документальных короткометражных работ. С 1943 по 1950 годы он успел снять с десяток небольших (примерно по 10 минут) зарисовок о жизни простых людей, жителей разных итальянских регионов. К сожалению, не все из этих фильмов нам доступны. Мне удалось найти только 5 ранних короткометражек Антониони.


1943: Люди с реки По
В 43-м году у власти в Италии какое-то время еще был Муссолини, а фашистский режим запрещал снимать фильмы о простолюдинах. Антониони нарушил этот запрет и снял короткий фильм о речных труженниках, обитающих в родной местности начинающего режиссера. Видимо, поэтому "Люди с реки По" впервые были показаны в 47-м году. Мы видим людей, которые практически живут в баржах, в плохих условиях, но их жизнь наполнена смирением, гармонией с природой. Критики считают, что эта скромная короткометражка дала толчок развитию одного из самых значимых направлений в мировом кино 20-го века - итальянскому неореализму. Вот так, еще будучи никому не известным, Микеланджело оставил след в истории кино.


1948: Метельщики с улиц
Снова десять минут - о жизни простых людей, в данном случае, римских дворниках. Интонации те же, что и в "Людях с реки По": тяжелая работа, низкое социальное положение, но никакого недовольства жизнью со стороны героев фильмы мы не видим. Антониони мастерски избегает жалости по отношению к этим "маленьким людям". Режиссер успевает показать, что и у них есть свои радости, и к жизни они относятся легко и спокойно. Я считаю, "Метельщики с улиц" - маленький шедевр, практически чистый образец раннего стиля Антониони!


1949: Суеверие
Антониони отправляется в южную Италию, чтобы снять ряд эпизодов о местных знахарях и ведуньях. Женщина готовит зелье из лягушек и змей (прям как в русской народной сказке!) и, видимо, насылает приворот на девушку. Получилось забавная работа, но тема магического воздействия всё же не раскрыта.


1949: Семь тростников - один костюм
Крайне нетипичная для Антониони работа - в жанре индустриального репортажа. "Семь тростников - один костюм" - о том, как в Италии из болотного тростника изготавливают вискозную ткань. Камера путешествует по разным фабрикам и цехам, прослеживая весь технологический процесс переработки растения и превращения его в новое химическое вещество. Такой немудреный фильм мог бы снять даже режиссер-любитель, но Антониони (вероятно, выполняя социальный заказ и показывая достижения итальянской промышленности) из потенциально занудной производственной истории делает "химический экшн". Процессы наглядно показанных химических преобразований выглядят увлекательно и пробуждают некий интерес к химической науке, даже сквозь кинопленку плохого качества! Фильм долгое время считался утерянным, но был найден в 1994 году в архивах и реставрирован.
раздача на РуТрекере с русскими субтирами


1949: Любовное притворство
Без перевода идея фильма смутно прослеживается. Несколько городских зарисовок из жизни людей разных профессий: автомеханика, актрисы и еще кого-то. Общая идея, видимо, такова: с ростом количества дешевых мелодрам, модных журналов, рекламных плакатов (то, что мы сейчас называем гламуром) истинные чувства людей отходят на второй план.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments