altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Микеланджело Антониони. Часть 2: "Цветной" звук

Антониони известен как мастер цвета в кино. С 1964 года, когда появился первый его цветной фильм "Красная пустыня", цвет в его работах имеет важное художественное значение. Иногда экспериментирует с ним, как в "Тайне Обервальда". При этом половина фильмов Антониони всё же черно-белые, включая четыре важнейшие картины из "пенталогии некоммуникабельности". Необходимо отдать дань справедливости: Антониони был не только мастером цвета, но и в не меньшей степени мастером звука. (Речь идет не о саундтреке, а об естественных шумах). Можно даже поспорить: что для него важнее? С одной стороны, цвет лучше воспринимается зрителем, и самые известные фильмы режиссера - цветные. С другой стороны, не так сложно настроить цветовую палитру в киноизображении, как подвести звуковое оформление до уровня визуального восприятия. Ведь основную информацию получаем через зрение. Антониони же удалось сделать звук видимым: наблюдая сцену из фильма, с помощью выбранных режиссером звуков мы подсознательно расширяем изображение за пределы кадра, чувствуем присутствие мелких, невидимых глазом деталей. А если кино черно-белое - при развитом воображении мы можем даже восстановить цвета по шорохам, шелестам, сигналам, задуваниям ветра и т.д. По сути, Антониони сделал звук "третьим измерением" в кинокартинке, своего рода 3D.

Итак, посмотрим, как это выглядит у Антониони. Несколько коротких видеороликов - эпизодов из фильмов.

"Приключение" (1960)
Для начала - эпизод на острове, где исчезла Анна.


Заключительная сцена. Герои не говорят ни слова. Безлюдное место.


"Ночь" (1961)
Шум города, оживленное автомобильное движение.


"Затмение" (1962)
На бирже всегда шумно, десятки голосов перебивают друг друга. Но в связи с чьей-то смертью объявляют минуту молчания - уникальный случай, когда на бирже становится тихо. Но ритуал нарушается беспрерывными телефонными звонками. В новой постиндустриальной эпохе информация преследует людей повсюду.


Полет на частном самолете у Антониони выглядит как в современном компьютерном симуляторе.


Свидание не состоялось, любовь умерла, а вместе с ней как будто умерло всё живое вокруг. Опустевший город общается с нами на своем языке. Для усиление эффекта отчужденности Антониони добавляет искусственные звуки.


"Красная пустыня" (1964)
Джулиана живет в индустриальном районе, и шум заводов стал неотъемлемой частью ее мировосприятия.


"Забриски Поинт" (1969)
С помощью звука Антониони не только описывает поездку на автомобиле, но и выражает предчувствие чего-то непоправимого...


"Профессия: Репортер" (1975)
В заключительной сцене убийства Дэвида мы видим лишь невзрачную стену напротив гостиничного номера. На заднем плане ходят люди. Антониони заставляет нас самое интересное "видеть" ушами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments