altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

6 документальных фильмов об Андрее Тарковском

Рискну предположить, что ни об одном режиссере в мире не снимали так много документальных фильмов, как об Андрее Тарковском. Количество киноисследований жизни и творчества Андрея Арсеньевича даже превышает собственно наследие этого выдающегося режиссера. О нем написано десятки книг и еще больше научных работ. Культурологический интерес к нему не случаен: Тарковский - один из самых успешных художников-философов 20 века, выражавший свою систему мировосприятия посредством киноязыка. При том, что биография его относительно скудна, творческая жизнь его была очень насыщенной. И большинство представленных в обзоре фильмов посвящено именно последнему аспекту.


"Андрей Тарковский снимает "Ностальгию" (1983, реж. Донателла Баливо)
Не знаю, как вам, а мне всегда интересно смотреть документальные кадры о том, как снимались киношедевры. Этот итальянский фильм посвящен "Ностальгии", снимавшейся как раз в Италии. Поражает в этом фильме то, как Тарковский выстраивает свою работу с актерами. Он чрезвычайно требователен к ним, но в то же время дает часть творческой свободы. Представляю, насколько сложно актерам было работать с этим режиссером, какая предельная концентрация на образе от них требовалась. Одну из главных ролей исполнял Эрланд Юзефсон, один из главных бергмановских актеров. Вот что он сказал в интервью: "Пожалуй, я никогда еще не делал ничего подобного. Андрей Тарковский - выдающийся и очень интересный режиссер. Он работает совсем не так, как я привык. Это захватывает, мне хочется проверить свои силы". В фильме также показывается, как готовился эпизод самосожжения героя Юзефсона.




"Московская элегия" (1987 реж. Александр Сокуров)
Первый советский фильм о Тарковском от мастера документалистики. "Московская элегия" - философский очерк о призвании кинорежиссера. Сокуров использует метод Тарковского: мало рассказывает, много показывает. Данный фильм - это смонтированные в цельное произведение кадры из фильмов и архивной хроники, фотоальбомов, а также специально снятые кадры заброшенных московских дворов, где прошло детство героя. Каких-то малоизвестных фактов "Московская элегия" не раскрывает, но свои интересные штрихи в портрет режиссера, безусловно, вносит.




"Режиссер Андрей Тарковский на съемках "Жертвоприношения" (1988, реж. Михал Лещиловски)
Фильм поляка Михала Лещиловского, который проявил себя прежде всего как монтажер, в том числе, на фильме "Жертвоприношение". Именно съемкам последнего шедевра Тарковского посвящена эта документальная работа. Оказывается, съемки "Жертвоприношения", в отличие от "Ностальгии", были драматичными не только внутренне, но и внешне. Самая сложная и затратная сцена сжигания дома с первого раза не получилась. Вторая попытка не была предусмотрена, и съемки оказались на грани провала. Пришлось срочно искать средства на второй дубль. Скольких переживаний это стоило Андрею Тарковскому...




"Андрей Тарковский. Жизнь и судьба. Возвращение" (1989, реж. Нея Зоркая, Галина Лучай)
Телевизионный фильм в двух частях. Очень спокойно, неспеша ведется рассказ о фильмах - от "Иванова детства" до "Жертвоприношения" - с участием Аллы Демидовой, Ролана Быкова, Андрея Вознесенского и других интересных людей - все они делятся ценными воспоминаниями и фактами, которые мы не найдем в киносправочниках. Особенно интересны воспоминания бывших киночиновников: по прошествии времени они уже могут раскрыть факты об интригах вокруг Тарковского, о том, как тяжело проходили цензуру его фильмы. "Почему я должен смотреть на мир их глазами, если они не могут смотреть на мир моими глазами?", - в отчаянии заявлял Андрей Арсеньевич после непринятия его "Зеркала". Как заметил один из участников, отчасти потому Тарковский "сгорел" так рано, потому что много энергии приходилось тратить на "пробивание очевидного".
Этот двух часовой фильм наблюдать интересно так же, как слушать хорошую лекцию или присутствовать при беседе умных людей.




"Один день Андрея Арсеньевича" (2000, реж. Крис Маркер)
Взгляд на творчество Тарковского от французского классика Криса Маркера. В течение часа автор пробегается по фильмографии режиссера, перемежая рассказ "живыми" репликами Тарковского - во время киносъемок, а также незадолго до смерти. Эти документальные кадры, видимо, больше нигде не представлены.




"Рерберг и Тарковский: Обратная сторона «Сталкера»" (2009, реж. Игорь Майборода)
Наконец, самое свежее иследование творчества Тарковского, правда, главная роль в нем отдана выдающемуся оператору Георгию Рербергу. Рерберг - один из самых самобытных и смелых советских операторов, который сам в какой-то степени был режиссером, что оказалось невозможным в "Сталкере": там Тарковский должен был стать единоличным творцом. Так что неудивительно, что два гения вступили в творческий конфликт. По мнению авторов "Обратной стороны Сталкера", пострадал в этом конфликте именно Рерберг, причем, незаслуженно. Подробно обо всем этом рассказывается.
К сожалению, авторам не удалось избежать некой скандальности, выставляя Тарковского эдаким безжалостным диктатором, а Рерберга - непонятным гением. С одной стороны, творчество Георгия Рерберга действительно несправедливо малоизученно, с другой - некоторые режиссерские приемы в фильме походят на те, что используются в скандальных ток-шоу и телевизионных репортажах-разоблачениях. Но, пожалуй, Игорю Майбороде все-таки удается удержаться на грани и дать кое-какую информацию о творческих методах Тарковского.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments