altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кира Муратова. Часть 2: пять фильмов, которые могут шокировать

Эти фильмы не стоит смотреть людям со слабой психикой - хотя это далеко не фильмы ужасов или психологические триллеры. Кира Муратова не выдумывает параллельные миры, а показывает реальность. Но... такого же не бывает! Нет, я допускаю, что где-то в нашем мире происходят такие нелепые до жути и жуткие до нелепости ситуации - когда школьный учитель дерется на уроке с учеником, а медсестра убивает пациентку за то, что она согласилась на аборт. Актеры вешаются в театре, богачи забавы ради воруют продукты из супермаркета. Мудрые люди говорят: у каждого человека - своя реальность. У Муратовой - своя необычная реальность. Шокирует она нас потому, что в нашей жизни ничего подобного не происходит, хотя кто-то и застал перестроечное время, когда в обществе преобладал массовый психоз. Предложенные пять фильмов - как пять погружений в ледяную воду зимой - оно и пугает поначалу, но и как-то отрезвляет.

1."Астенический синдром" (1989)
Перестроечная эпопея в 2 с половиной часа о том, как народ массово сходит с ума. Ломается эпоха, и что-то одновременно ломается в головах людей: старый порядок уходит из-под ног, а нового и в помине нет. Кира Муратова показывает слом коллективного сознания на бытовом уровне, достигая самого дна повседневности - время прекращает ощущаться как таковое, каждое мгновенье превращается в вечное ожидание чего-то непонятного. Может быть, смерти... Как у Г.Ф.Лавкрафта восстают из потусторонних миров злые духи и монстры, так у Муратовой материализуются из ниоткуда странные, словно инопланетные, персонажи, часто уродливые, неадекватные. Они ведут бессмысленные разговоры. И всего это много, много! На 2,5 часа.
Мне трудно сказать, так ли оно и было в 1989 году. Отзывы зрителей расходятся. Действительно, у каждого своя реальность. Но поневоле веришь, что и муратовская реальность где-то существует...





2."Три истории" (1997)
Три истории о трех убийствах. У Муратовой убийство, на первый взгляд, выглядит как нечто обыденное, простое, даже комичное. Захотел герой кого-то убить - пожалуйста, и ничего ему не будет! Причем, среди героев - не бандиты-маньяки, что было бы крайне актуально для фильма, снятого в середине 90-х. Нет, убийцы - благообразная медсестра, маленькая девочка и приличный гражданин. Пафос смерти низводится до нуля. Убить кого-то или умереть - как выйти погулять. Конечно, это шокирует: мы привыкли совсем по-другому относиться к смерти. Но за муратовской мизантропией всегда скрывается человеколюбие, как это ни странно. Такой шок наверняка научит многих зрителей больше ценить человеческую жизнь и просто более адекватно относиться к окружающим людям. Ведь любая неосмотрительность может привести к трагедии. А как она будет выглядеть? Смешно и абсурдно.





3."Чеховские мотивы" (2002)
Кого-то шокирует такая интерпретация чеховских рассказов "Тяжелые люди" и "Татьяна Репина". Но это не самое важное. Шокирует также сочетание комичности и того, что смешным не может быть по определению: состоятельная пара, следуя моде, заказывает в церкви обряд венчания, но превращает - не без помощи актеров комик-группы "Маски шоу" - священное таинство в фарс, в тусовку "фриков", которым скучно молча целый час стоять и смотреть, как там что-то бубнит священник. Даже любители черного юмора окажутся в легком недоумении: к чему весь этот абсурд и издевательство над святыней? Однако никакого издевательства нет: мы снова видим муратовскую реальность, при этом становимся в один ряд с ее обитателями. Режиссер как будто спрашивает нас: вы хотите быть на их месте? Нет ничего ужасного в том, чтобы быть на их месте - все эти люди живут, и живут неплохо. Нет смысла говорить об их моральности, любые нравственные слова уйдут в пустоту - как у того бедного студента.





4."Два в одном" (2007)
Еще один муратовский фильм из серии "че к чему?" Не очень завлекательное действие, фирменные режиссерские приемы уже не цепляют - всё это мы уже видели раньше. Тем не менее, в фильме есть масса деталей или полузаметных моментов, которые могут непонятным образом шокировать и остаться в памяти надолго. Например, уборщик, читающий монолог Гамлета; молоток, падающий кому-то на голову; Рената Литвинова - водитель трамвая, поедающая бутерброд с красной икрой и т.д. Бессмысленность и идиотичность двух историй компенсируется обилием образных, подсознательных элементов. Поэтому "Два в одном" не вызвал восхищения у аудитории: народ ожидал увидеть очередной муратовский трэш, а получил стилизацию непонятно под что. И это тоже может шокировать.





5."Мелодия для шарманки" (2008)
Мне кажется, не следует ставить "Мелодию для шарманки" в один ряд с "Два в одном": мол, Муратова повторяется, Муратова уже не та и т.д. В последних фильмах она использует все свои фишки не в идейных целях, а как фон, как визуальное наполнение действия. Одно дело, что за этим фоном ничего не скрывается, как в "Два в одном". Другое дело, что за ним скрывается глубокий кризис веры в Бога и в человека, как в "Мелодии для шарманки". В последних интервью с режиссером этот момент четко прослеживается: кажется, что Кира Георгиевна всю жизнь боролась с соблазном возненавидеть людей и наконец, вроде как, этому соблазну уступила. Действительно, "Мелодия для шарманки" - первый по-настоящему мизантропический фильм Муратовой, причем, нарочито мизантропический, как будто, назло всем ангелам-хранителям. Главные герои - беспризорные дети, то есть представители категории населения, вызывающей у общества наибольшую жалость. С мальчиком и девочкой происходит череда нелепых, но болезненных для души и тела неприятностей. Как будто, всё мироздание отвернулось от несчастных существ, любая возможность чуда (как обычно случается в рождественских сказках) роковым образом обречена на провал.
Кого-то шокирует сама трагическая история, кого-то - такой мрачный взгляд на человеческую природу. Вот смотришь "Астенический синдром" и веришь - наверное, действительно людей тогда так колбасило! Но в мир "Мелодии для шарманки" уже не веришь - такого точно не бывает! Но всё равно что-то внутри срабатывает... Это можно назвать неосознанным эмоциональным шоком, а это - признак как минимум очень хорошего фильма.






Часть 1: ТОП-5 недооцененных фильмов
Часть 3: крылатые фразы из фильмов
Tags: Кира Муратова
Subscribe

Posts from This Journal “Кира Муратова” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments