altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ирина Евтеева. Путешествие в чужое кино

Мастера короткометражной анимации, выпуск №87

Исследуя творчество Ирины Евтеевой, мы неизбежно столкнемся с дилеммой: то, что она делает - это анимация или разновидность игрового кино? На первый взгляд, ближе к истине второй вариант: на экране мы видим живых актеров, но действуют они в необычном художественном пространстве, которое создается автором вручную посредством хитроумной техники. Сама Ирина Всеволодовна называет свои работы анимацией, и если вникнуть в суть ее авторской техники, то, действительно, с ней можно согласиться. Анимация - это "оживление": рисунков, предметов, кукол, компьютерных 3D-моделей и т.д. Что же оживляется у Ирины Евтеевой? Ответ дает сам автор: оживляется киноплан. Или, чтобы было понятнее, кадр из фильма. Берется кадр, например, из кинохроники или из собственных съемок, затем он проецируется на раскрашенное стекло, плюс манипуляции с разноцветными лампочками, плюс разные секретные "фишки" - и вот получается неповторимое сновидческое "путешествие в чужое кино" (формулировка режиссера). Учитывая, что таким образом обрабатывается каждый кинокадр, работа над фильмом занимает очень много времени - до года и больше.



Если копнуть глубже, то правильнее будет сказать, что оживляется не кадр, а проекция. "Я делаю по 5 проекций одновременно. Они проецируются на стекло, на котором и синтезируется изображение светом, цветом, фактурой. Все кадры я по-прежнему делаю это одна, вручную, гримом по стеклу", - рассказывает Ирина Евтеева в интервью. Техника позволяет объединять в одном изображении персонажей и фоны из разных фильмов, добавлять к ним чистую анимацию. В Сети есть видеозаписи с участием Ирины Евтеевой, в которых показывается рабочая студия на "Ленфильме". Вот так это всё выглядит:



Необычные фильмы Евтеевой сложно сравнить с чем-то - у меня они больше всего ассоциируются со сновидческими киноэкспериментами Гая Мэддина. Эффект погружения в фантазийный мир, в котором причудливо переплетаются элементы реального мира, образы из прошлого и нечто вообще параллельное всему - вот что объединяет выдающихся экспериментаторов, режиссера из Канады и аниматора из Санкт-Петербурга. История и жизнь родного города играет важнейшую роль в творчестве Ирины Евтеевой. Речь не только о об одном из ее фильмов под названием "Петербург" (2003), в котором реализован безумный фантастический сюжет. Главный герой создает удивительный компьютер с функцией машины времени, генерирующий кинематографическое пространство, в котором взаимодействуют люди и явления из настоящего и прошлого Санкт-Петербурга. Подробно пересказать сюжет достаточно сложно, потому что на первом плане не события, а атмосфера, которую лучше один раз увидеть и почувствовать, чем прочитать в виде описания. "Путешествие героя в водовороте видений, навеянных туманными тенями города" - вот так описывается действие в титрах. Непривычное и непростое для восприятие зрелище, но так или иначе оно завораживает.





"Петербург" наполнен отсылками к творчеству Андрея Белого, поэта и писателя из эпохи Серебряного века. В фильме цитируются его стихи, кроме того к изобразительному стилю фильма очень хорошо подходят описания города из его романа, который тоже называется "Петербург". "Зеленоватым роем проносились там облачные клоки; они сгущались в желтоватый дым, припадающий к крышам угрозою. Зеленоватый рой поднимался безостановочно над безысходною далью невских просторов; темная водная глубина сталью своих чешуи билась в граниты".





Петербургские виды присутствуют и в других фильмах Евтеевой - когда, например, требовалось снять натурные сцены с участием актеров или просто пейзажи. Но главное - это притягательная петербургская атмосфера в интерпретации Ирины Евтеевой, душа города - она присутствует в каждом ее фильме, даже если он снят по древнегреческому мифу. Фильм "Тезей" (2006) входит в трилогию "Вечные вариации" вместе с "Демоном" (2004, по мотивам живописных произведений Михаила Врубеля) и "Фаустом" (2006, по мотивам трагедии Гёте). "Вечные вариации" - это авторское переосмысление чужих сюжетов с их художественным "искажением", как будто мы эти истории видим во сне. Если "Петербург" - это "путешествие в чужое кино", то другие работы Евтеевой - это полет во сне в мир классических сюжетов.


"Демон"


"Тезей"


"Фауст"

Похожим образом происходит переосмысление пушкинских сюжетов в фильме "Маленькие трагедии" (2009). Ирина Евтеева помещает уже знакомые зрителю истории в свое фирменное сновидческое пространство. Эффект неожиданный и впечатляющий.



Анимационный путь Ирины Евтеевой начался еще в начале 90-х. К тому времени Ирина Всеволодовна успела получить звание "Кандидат искусствоведения" и попробовала себя в разных видах творчества: театр, живопись, фотография, любительское кино. И еще сновИдение, если это можно назвать видом творчества. "Со снов всё и началось. Мне там и технику мою показали... То, что во сне показывают, я это всё краду", - рассказывает Ирина Евтеева в интервью для документального фильма "Новые режиссеры. Линия кино". Во сне ей как будто показывают кино, которое она пытается воспроизвести в своих работах. "Снится изображение, которое получается в результате, а уж как это сделать? Собственно, придумывание фильмов совпало с придумыванием техники" (из интервью). Однажды ей вдруг приснился Маяковский. Так появился фильм-фантазия "Лошадь, скрипка и немножко нервно" (1991).



Фильм-фантазия - так называется жанр, в котором Ирина Евтеева снимает свои (мульт)фильмы. После посвящения Владимиру Маяковскому появился "Эликсир" (1995) - фантазия по мотивам произведений великого писателя-романтика Гофмана.



В 2002 году выходит "Клоун" - фильм, вдохновленный спектаклем "Снежным шоу" клоуна Вячеслава Полунина.



Думаю, вы уже поняли, что фильмы Евтеевой необычайно красивы!
Ирина Евтеева продолжает снимать фильмы-фантазии. Последние две работы - "Арвентур" и "Творение или четыре Ка Велимира Хлебникова" - пока недоступны для просмотра. Оба фильма состоят из двух частей, в которых, судя по всему, вновь интерпретируются классические сюжеты. В "Арвентур" вошли две истории: первая - по рассказу Александра Грина "Фанданго", вторая - по даосской притче о художнике и императоре. В "Творении или четыре Ка Велимира Хлебникова" первая часть - фильм по рассказу Хлебникова "Ка" 1915 года, вторая часть - по роману Герберта Уэллса "Чудесное посещение".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments