altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Евгений Сивоконь. Учитель украинской анимации

Мастера короткометражной анимации, выпуск №83

В начале 1960-х Евгений Сивоконь участвовал в возрождении украинской анимации; после развала СССР не уехал за границу, как многие коллеги, а пытался сохранить хоть какую-то анимационную жизнь в Украине; в последние годы обучает новые поколения аниматоров - можно сказать, именно на нем держится система анимационного образования в братской республике, и вряд ли среди современных украинских аниматоров есть кто-то, кто не был учеником Евгения Яковлевича. Сейчас Евгений Сивоконь - авторитетная фигура в украинской культуре, его часто приглашают на ТВ и радио. Его ученики получают награды на престижных фестивалях, повышая международный культурный статус Украины. Понятно, почему его называют Учителем украинской анимации.



Евгений Яковлевич Сивоконь и сам достаточно титулованный аниматор, за 40 лет он сделал около 30 мультфильмов. Евгений Сивоконь родился в 1937 году в Киеве, рисовать начал в 4 года, затем учился в художественной школе, рисовал шаржи и карикатуры, в том числе, на Гитлера, высылая их отцу, когда тот был на войне. В 4 года его однажды привели в кинотеатр, чтобы не оставлять одного дома. Показывали какой-то фильм, а к нему прилагались диснеевские "Три поросенка". Позже, в школьном возрасте увидел другие диснеевские шедевры - трофейные "Белоснежку" и "Бемби". Мультики произвели на мальчика сильное впечатление и повлияли на выбор будущей профессии. После службы в армии друзья рассказали, что при студии Киевнаучфильм открывается цех мультипликации, Евгений принес свои рисунки и его приняли. Это был 1960 год. Начинался расцвет украинской анимации.

Пару слов о том, что представляла собой тогда украинская анимация, в целом. Так же, как Украина географически находится между Европой и Россией, украинская анимация занимала промежуточное положение между традициями "Союзмультфильма" и восточноевропейскими школами - в первую очередь, имеется в виду Загребская школа, в любви которой постоянно признается Евгений Сивоконь, называя прославленный "Суррогат" Душана Вукотича одним из своих любимых мультфильмов. Кроме загребских мастеров сильное влияние на молодого аниматора оказал один из его учителей, Федор Хитрук. Первые режиссерские работы Сивоконя в какой-то степени сделаны по хитруковской системе - они пытаются быть одновременно авторскими и популярными, одновременно детскими и взрослыми. С одной стороны, это "плоский" карикатурный, гротескный стиль с заабвными человечками, способными рассмешить любого ребенка, с другой стороны, это "взрослая" ирония, элементы сатиры, социальный или философский подтекст. А как же Дисней, который так нравился в детстве? В 60-70-е годы диснеевщина - это пройденный этап, авторская анимация искала и находила новые художественные направления, и в советской анимации Евгений Сивоконь был одним из тех, кто этим занимался.

Вторая половина 1960-х и 1970-е годы - в этот период Евгений Сивоконь снимает много мультфильмов как раз "с подтекстом", из-за чего к ним иногда придиралась цензура. До запретов, правда, не доходило, но некоторые фильмы выходили только на украинский экран. Итак, перечислим самое интересное. "Человек, который умел летать" (1968) - мультфильм по рассказу Карела Чапека, притча о том, как спонтанность и вдохновение можно погубить четким планированием, расчетами и стремлением вписаться в рамки. Многие переживали похожие ситуации: когда, например, выс детства хорошо рисуете, но в художественной школе учителя навязывают вам общепринятые правила рисования, и вы постепенно теряете первоначальное вдохновение и вообще интерес к рисованию. Аллегория из мультфильма: человек умеет летать и не задумывается о том, КАК он это делает. Но под давлением социума, в котором вот так просто летать не положено, уникальная способность теряется.



"Сказка про доброго носорога" (1970), по стихотворению Бориса Заходера, неожиданно нарвалась на нападки цензуры - видимо, из-за того, что в этой истории индивид противопоставляется социуму. "Сказка про доброго носорога" - сказка про не такого, как все, про уязвимую творческую натуру, не приспособленную для жизни в грубом мире "толстокожих носорогов".



Далее Евгений Сивоконь отходит от проблемы взаимоотношений художника и обывателей и снимает "Человек и слово" (1973). В этом фильме исследуется природа речи, слова, с помощью которого, как известно, можно вылечить и покалечить. Помочь или навредить, осчастливить или деморализовать. Всё это показывается в мини-историях.



К экологической тематике Сивоконь обращается в мультике "Сказка о белой льдинке" (1974). Пингвин, содержащий в идеальной чистоте свой дом-льдину, становится объектом внимания со стороны СМИ. Посмотреть на необычного пингвина приплывают сотни туристов. Там, где побывали любопытные люди, остаются горы мусора, а белая льдинка превращается в черную от грязи. Один зритель написал в отзыве: после этого мультфильма мне стыдно за людей.



"Осторожно - нервы!" (1975) - социально-философский очерк, метафорически демонстрирующий некоторые механизмы работы человеческой психики. Внутри мультяшного человека живет маленький человечек, олицетворяющий нервную систему и остро реагирующий на внешние раздражители.



"Лень" (1979) - сатирический мультфильм о человеке, который из-за указанног в названии порока постепенно превращается в ленивую аквариумную рыбу. Настоящая же рыбина переживает своеобразную эволюцию и занимает место своего хозяина. Евгений Сивоконь рассказывал, что не все идеи удалось реализовать: изначально планировалось действие сделать полностью с "видом из глаз" главного героя - такой мультфильм, мне кажется, смотрелся бы как триллер. Примечательно, что мультипликаторами здесь работали два товарища и будущие основатели студии "Пилот" Игорь Ковалёв и Александр Татарский.



В 1980-е годы творчество Евгения Сивоконя становится более философским и лирическим, сатира и социальная проблематика практически исчезают из его мультфильмов. Одна телепередача про аниматора называется "Последний романтик" - такое определение хорошо подходит для этого периода. В "Несчастливой звезде" (1981) Сивоконь показывает жизнь человека, которому постоянно не везло, но в итоге судьба вознаградила героя за испытания - в том числе, любовью.



"Дерево и кошка" (1983) - мультфильм очень... кошачий. Хорошо показано противоречие внутри кошачей натуры, которое в той или иной степени актуально для каждого из нас: периодически возникает потребность в уединении и в то же время хочется, чтобы был кто-то рядом. В благополучные времена проще быть самодостаточным, а в тяжелый период для выживание необходимо единение.



В 1985 году появляется, на мой взгляд, лучшая работа Евгения Сивоконя - "Ненаписанное письмо", очень лиричный мультфильм о несостоявшейся любви. Мультфильм необычный визуально, в нем сочетаются несколько рисованных техник. Возможно, здесь аниматор экспериментирует под влиянием Анатолия Петрова - тут есть похожие приемы. В ностальгическом настроении мультфильма чувствуется влияние Норштейна. Сопровождает действие замечательная романтичная джазовая музыка.



После Перестройки режиссерская фильмография аниматора образует пробел примерно на 10 лет. В начале 90-х система производства мультфильмов в Украине фактически разрушена, аниматоры разъезжаются кто куда, Евгений Сивоконь тоже какое-то время работает в Польше и Болгарии на коммерческих проектах, вместе со своими учениками. Заработанные за границей средства позволяют заниматься анимацией на родине. В конце 90-х условия меняются в лучшую сторону, и Евгений Сивоконь вновь начинает делать мультфильмы - на студии "Укранимафильм", правопреемнице анимационной студии при "Киевнаучфильме". И если первая работа - "Как у нашего Омелечка" (1999) - это комедия по мотивам народных украинских шуточных песен, то следующие мультфильмы один мрачнее другого. "Компромикс" (2002) - философский этюд, изображающий вечный конфликт "инь и ян", света и тьмы, черного и белого. Жизни и смерти.



"Засыпет снег дороги" (2004) - самый необычный мультфильм украинского аниматора, как и "Компромикс", он выполнен в технике сыпучих материалов, родственной песочной анимации. В качестве материала использовались поваренная соль, угольный порошок, кофе, обжаренная на сковороде манная крупа. В этом мультфильме опять возникает что-то ностальгическое-норштейновское, воспоминания о военном и послевоенном детстве - судя по всему, очень личная для режиссера работа. И грустная.



"Спаси и сохрани" (2008) - последняя на данный момент режиссерская работа Евгения Сивоконя - и вовсе навевает тоску. Главный герой - измученный ангел-хранитель, уже не успевающий помочь своему подопечному. Ярко выраженный bitter-end - редкость для мультфильмов, но здесь именно такой случай. Жаль, что режиссерская карьера заканчивается на столь мрачной ноте - по выступлениям и интервью Евгения Яковлевича мне кажется, что у него есть возможность снимать мультфильмы, но нет истории, которая серьезно бы его зацепила. Режиссер по этому поводу вспоминает высказывание Федора Хитрука: "Фильм надо снимать только в том случае, когда за его сценарий можешь броситься на амбразуру".



В настоящее время Евгений Сивоконь преподает анимацию в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого. Среди его учеников пока что самым успешным и титулованным является Степан Коваль, чей мультфильм "Шел трамвай №9" получил "Серебряного Медведя" за лучший короткометражный фильм на Берлинском кинофестивале. Евгений Яковлевич Сивоконь в свои 80 лет бодро выступает в СМИ, проводит лекции, набирает очередные курсы учеников - украинская анимация может с оптимизмом смотреть в будущее.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments