altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Теодор Ушев. Анимация как музыкальный видеоарт

Мастера короткометражной анимации, выпуск №82

Теодор Ушев своим прогрессивным творчеством дает повод поразмышлять о том, какой будет анимация через 20-50-100 лет. Давайте прикинем. Во-первых, это будет больше чем оживленные рисунки, куклы или компьютерные 3D-модели. Равную значимость с визуальным действием приобретет музыка, которая до сих пор почти всегда выполняет в анимации хоть и важную, но по сути служебную функцию (например, для создания атмосферы или выстраивания ритма действия). Мультфильм будущего - это произведение, в котором графика и музыка обладают равными правами, как в музыкальном видеоклипе. Во-вторых, почти исчезнет значимость текста, будь то литературная основа, сценарий или закадровый рассказ. Мультфильм невозможно будет интерпретировать вербально - в этом просто не будет никакой необходимости. Мультфильм будет разговаривать со зрителем на своем языке, более эффективном, чем текст, с точки зрения выражения художественных идей. Это универсальный язык образов, где под образом понимается "слово", объединяющее в себе графику, движение и звук. Анимация станет более независимой от кинематографа и приблизиться к тому, что сейчас называется мультимедиа. А может быть будет совсем по-другому.... По крайней мере, описанный выше метод Теодора Ушева, как мне кажется, несет в себе мощнейший потенциал.



Конечно, болгарский дизайнер и аниматор Ушев - не первый, кто пытается объединить движущееся изображение и музыку в некую новую разновидность искусства. Влияние Оскара Фишингера и Нормана МакЛарена тут очевидно, а кроме них оказали влияние на Теодора различные мастера авангардной живописи, режиссеры экспериментального кино (Джени Гейзер, Артур Липсетт), театральные теоретики (Ежи Гротовский, Антонен Арто, Питур Брук). Художественное образование Теодор Ушев получил в родной Болгарии, закончив Школу сценического искусства в Пловдиве и Национальную художественную академию в Софии. Карьеру начинал как дизайнер постеров, затем перешел к дизайну сайтов, иллюстрированию, созданию инсталляций. В 1999 году переехал по приглашению в Монреаль, где располагается один из крупнейших мировых центров анимации - National Film Board of Canada. Правда, Теодор вовсе и не думал о том, чтобы работать в NFB. Анимацией он занялся позже и быстро стал одним из самых талантливых канадских аниматоров и звездой NFB, обладателем множества фестивальных премий. С тех пор Ушева принято называть именно канадским аниматором.

С первого мультфильма Ушев демонстрирует стиль, который можно выразить в виде простой формулы: экспериментальность + зрелищность. Вы можете смело включать его мультики, которые могут показаться непонятными, "арт-хаусными", но вы не сможете оторвать глаз от экрана! Мультфильм начнет разговаривать с вами на том самом языке образов, на интуитивном уровне. Да и просто это очень красивое, завораживающее зрелище с выразительным музыкальным сопровождением. "Человек, который ждал" (2006) - вдохновленный Кафкой мрачный фильм, выполненный в инфернальных черно-красных цветах, под музыку Арво Пярта. "Царица" (2006) - мультик про 6-летнюю девочку из Монреаля, у которой в Болгарии живет бабушка, и девочке хочется, чтобы вся родня жила вместе. Можно предположить, что Теодор Ушел снял мультфильм про свою семью, но подтверждения я не нашел. Здесь звучит музыка канадского композитора Нормана Роже.


"Человек, который ждал"


"Царица"

Ключевое место в фильмографии Ушева занимает трилогия "Tower" - "Drux Flux" - "Gloria Victoria", в которой изображается становление и крушение коммунистической идеологии. Важно отметить, что родившегося в социалистической Болгарии Ушева интересует эстетическая сторона идеологии, а не социально-политическая или историческая. Другими словами, аниматор не претендует на моральную или научную оценку исторических событий, тем более - на разоблачение коммунизма. Теодор Ушев создает достаточно сложную художественную концепцию, которую кратко разъясняет в одном из интервью. "Башня" (2006) изображает искусство на службе идеологий и утопических идей. "Drux Flux" (2008) - это искусство и гуманизм на службе индустрии во всех ее формах. "Глория Виктория" (2012), созданная под влиянием книги "Конец истории и последний человек" Фрэнсиса Фукуямы, отвечает на вопрос: что останется после крушения утопического общества? Останется ненависть, а затем - война.

Эти три работы даже не совсем правильно называть мультфильмами. Их можно назвать музыкальным видеоартом. В основе визуального стиля лежат советская авангардная живопись 1920-х и революционно-агитационные плакаты. Мощную энергетику этим фильмам обеспечивают духоподъемные произведения советских композиторов Георгия Свиридова, Александра Мосолова, Дмитрия Шостаковича. В трилогии Теодор Ушев повторяет эксперименты Оскара Фишингера, визуализируя музыку и соединяя звук и рисунок в единый художественный образ. Только вот у Ушева в распоряжении современные технологии, поэтому его работы оказывают на порядок более мощное воздействие, чем эксперименты немецкого аниматора 100-летней давности.


"Башня"


"Drux Flux"


"Глория Виктория"

Из других работ Теодора Ушева отмечу "Дневники Липсетта" (2010) - документальный мультфильм про канадского режиссера-экспериментатора, который номинировался на премию "Оскар" за одну из своих короткометражек, а однажды отказался поработать с самим Кубриком, когда тот предложил Липсетту сделать трейлер для фильма "Доктор Стрейнджлав". Ушев заинтересовался биографией Артура Липсетта, страдавшего психическими расстройствами и покончившего жизнь самоубийством. В процессе изучения его биографии обнаружилось, что Липсетт жил на той же улице в Монреале, где живет Теодор.



"Манифест крови" (2014) примечателен тем, что нарисован... кровью. Хотя, вероятно, не без помощи компьютерной графики. Мультфильм начинается с того, что сам Теодор Ушев разрезает свою ладонь, затем за кадром начинает рассказывать о своих философских идеях, которые, на мой взгляд, можно спокойно пропустить мимо ушей - изображение здесь более выразительное и понятное, чем закадровая речь (учитывая, что не все знают или воспринимают на слух английский язык).



"Демоны" (2012) и "Сомнамбула" (2015) - анимационные музыкальные клипы без слов, которые дают нам возможность насладиться абстрактным завораживающим действием под музыку Kottarashky (Котарашки) - это болгарский музыкант Никола Груев, исполняющий электронную музыку с этническими балканскими мотивами. Особенно обратите внимание на "Сомнамбулу", созданную под влиянием стихотворения Федерико Гарсиа Лорки "Сомнамбулический романс" и сюрреалистической живописи.


"Демоны"


"Сомнамбула"

Наконец, "Слепая Вайша" (2016) по рассказу болгарского писателя Георги Господинов стала мировым хитом и получила номинацию на "Оскар". Мультфильм нарисован на графическом планшете в стиле линогравюры. В "Слепой Вайше" необычный сюжет: это история о девушке, которая одним глазом видит прошлое, вторым - будущее. Музыку предоставил всё тот же Котарашки.



Теодору Ушеву еще нет и 50 лет, поэтому впереди у него много замечательных работ. Каждый раз он экспериментирует с чем-то новым, не забывая про зрелищность. Из всех современных мастеров авторской короткометражной анимации Ушев, безусловно, является одним из самых передовых и самобытных.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment