altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ингмар Бергман: 10 неудачных фильмов

Я создал плохие фильмы, близкие моему сердцу, и объективно хорошие фильмы, которые мне
безразличны.

Если вы задумаете освоить фильмографию Ингмара Бергмана, то можете смело пропустить какие-то из его творений, приведенные в данном обзоре. Скорее всего, они покажутся вам скучными, неоправданно затянутыми и вторичными по сравнению с общепризнанными бергмановскими шедеврами. Более того, сам мастер в своих книгах "Латерна Магика" и "Картины" критично отзывался об этих фильмах, не стыдясь признать свои творческие и организационные промахи. Пожалуй, для такого выдающегося режиссера вполне допустимо среди полусотни художественных лент и телепостановок иметь несколько невзрачных работ. Конечно, опытный кинолюбитель и в этих неудачах найдет некие "крупицы золота", но зачем нам искать "крупицы", если можно брать целые "слитки"...

1946 год. "Кризис"
В "Латерна Магика" Ингмар Бергман рассказывает душераздирающую историю о том, как снимал свой дебютный фильм. О том, как его преследовали сплошные напасти, конфликты с актерами и съемочной группой, о том, как он напивался от отчаяния: молодой режиссер просто не понимал, как ему управлять таким сложным процессом. В результате, и фильм вышел, что называется, с горем пополам: невнятный сценарий, банальный, неинтересный сюжет. От будущего классика мирового кинематографа здесь нет ничего.

"Первые съемочные дни "Кризиса" были кошмарным сном. Я весьма скоро уяснил, что попал в машину, с которой мне не совладать".



1948 год. "Портовый город"
Следующие работы Бергмана были получше, но всё же неровные. В них есть отдельные интересные эпизоды: в каких-то больше, в каких-то меньше. "Портовый город" - из последних.

"Портовый город" - ничем не примечательная картина. Под сильным влиянием Росселлини и итальянского неореализма я старался по возможности больше работать на натуре. Беда в том, что, несмотря на все мои благие намерения, я слишком часто использовал студию, и это не дает права говорить о радикальном разрыве с традицией павильонных съемок, характерной для шведской кинематографии".




1949 год. "Тюрьма"
"Тюрьма" - эксперимент ради эксперимента. Не стоит искать в этом фильме глубокий смысл, скорее - попытки молодого режиссера найти свой стиль.

"В фильме отсутствует важный мотив, существовавший как в прозаическом тексте, так и в окончательном варианте сценария. Моя попытка воплотить его потерпела полную неудачу".



1950 год. "У нас такого не бывает"
Единственный раз в жизни Бергман был вынужден снять заказной фильм. То было сложное время для шведского кино, и приходилось браться за любые проекты (в том числе, за рекламу мыла), чтобы иметь какой-то заработок.

"Для меня съемки превратились в муку - прекрасный пример того, как плохо себя чувствует человек, выполняющий работу, к которой у него не лежит душа".




1950 год. "К радости"
Средненькая мелодрама, почти ничем не запоминается.

"К радости" - безнадежно неровная картина, но в ней есть и несколько достойных сцен. <...> Перед тем, кто правильно пользуется мелодрамой, раскрываются широкие эмоциональные возможности. Я способен - как в "Фанни и Александре" - на абсолютную свободу. Только я должен знать, где проходит граница неприемлемого или смешного. В фильме "К радости" я этого не знал.




1955 год. "Женские грезы"
"Женские грезы" нельзя однозначно назвать неудачей, в этом фильме неплохо раскрывается одна из важнейших бергмановских тем - женская судьба. Однако режиссер остался недоволен фильмом. Перед съемками закончился роман Бергмана с одной из его любимых актрис - Харриет Андерссон, потому душевное состояние режиссера мешало ему сосредоточиться на создании кино.

На первый взгляд, "Женские грезы" представляют собой просто еще две вариации на тему "Вечера шутов". Но к этому моменту мы с Харриет уже расстались. И оба страшно переживали. Поэтому фильм окрашен грустью. Правда, в нем есть интересная смычка двух перетекающих друг в друга сюжетных линий. Но подстреленные депрессией "Женские грезы" взлететь так и не сумели.




1964 год. "Не говоря о всех этих женщинах"
К этому времени Ингмар Бергман - всемирно известный кинорежиссер, обладатель "Оскара". Но после ряда классических лент Ингмара повело немного не в ту сторону. Возможно, не рассчитал свои силы, взявшись за нетипичный для себя жанр комедии. О неоправданности такого резкого творческого перехода говорит тот факт, что "Не говоря о всех этих женщинах" был создан между двумя такими монументальными психологическими драмами, как "Молчание" и "Персона".

Порой требуется гораздо больше мужества, чтобы нажать на тормоза, чем запустить ракету. Мне такого мужества не хватило, и я слишком поздно понял, какого рода фильм должен был бы сделать.Наказание не заставило себя ждать. Фильм потерпел скучное фиаско — зрительское и финансовое.




1971 год. "Прикосновение"
Основное содержание лучших бергмановских фильмов находится как бы между кадров, в тонкой психологической плоскости, в лицах, взглядах героев - это требует высочайшего уровня режиссуры и актерской игры. В "Прикосновении" почему-то этого нет. Бергман в своих воспоминаниях не углубляется в подробности по поводу "Прикосновения". Возможно, данный фильм - как исключение, подтверждающее правило.

Есть несколько фильмов, которых я стыжусь или от которых меня с души воротит. "Такого здесь не бывает" первый из них. Он создавался при сильнейшем внутреннем сопротивлении. Второй - "Прикосновение". Оба камнем лежат на дне.




1976 год. "Лицом к лицу"
Вроде бы глубокий, очень "бергмановский" фильм, хоть и слишком монотонный. Но режиссер сам разоблачает свое творение, тем самым лишая зрителя возможность почувствовать замысел, которого, оказывается, и нет...

«Лицом к лицу» задумывался как фильм о снах и действительности. Сны становятся явью, реальностью, реальность растворяется, превращаясь в грезу, сон. Всего лишь два-три раза удавалось мне беспрепятственно парить между сном и реальностью: «Персона», «Вечер шутов», «Молчание», «Шепоты и крики». На этот раз задача оказалась сложнее. Вдохновение, требовавшееся для осуществления замысла, подвело меня. В чередовании снов видна искусственность, действительность расползлась по швам. Есть несколько прочно сделанных сцен, и Лив Ульман боролась как львица. Фильм не развалился только благодаря ее силе и таланту. Но даже она не смогла спасти кульминацию, первичный крик — плод увлеченного, но небрежного прочтения. Сквозь тонкую ткань скалилась художественная бесплодность".




1977 год. "Змеиное яйцо".
Мне удивительно было прочитать оценку Бергмана своего фильма, который мне очень понравился. Атмосфера немецкого общества середины 20-х годов, в преддверии прихода к власти нацистов, как мне показалось, передана очень явственно. Но "Змеиное яйцо" отлично смотрелось бы в фильмографии Фассбиндера - для Бергмана же такая история всё же нетипична, чересчур поверхностна, хоть и затрагивает такую тему, как психологические эксперименты над людьми. Возник стилистический диссонанс: стиль в фильме есть, но он не "бергмановский".

Художественная неудача его связана главным образом с тем, что я назвал город Берлином и отнес действие к 1920 году. Это было неразумно и глупо. Если бы я воссоздал Город своего сна, Город, которого нет и который тем не менее пронзительно реален со своим запахом и своим гулом, если бы я воссоздал такой Город, то, с одной стороны, обрел бы абсолютную свободу и чувствовал себя как дома, а с другой — и это важнее всего — сумел бы ввести зрителя в чужой, но тем не менее таинственно-знакомый мир. К несчастью, я соблазнился впечатлениями того летнего вечера в Берлине в середине 30-х годов, вечера, когда ничего не произошло. Показал в «Змеином яйце» Берлин, который никто не узнал, даже я сам.



Tags: Ингмар Бергман
Subscribe

Posts from This Journal “Ингмар Бергман” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments