altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Зеркальные" фильмы Ингмара Бергмана

У меня в ЖЖ - неделя Ингмара Бергмана, режиссера, исследовавшего человеческие души, в том числе, посредством кино. В его ранних и первых зрелых работах можно заметить такой приём: когда мы видим диалог двух героев, лицо одного из них отражается в зеркале, либо оба персонажа представляются зрителю в отражении. В этом есть своё удобство: таким образом мы можем видеть лица героев, сидящих или стоящих друг напротив друга, вместо того, чтобы видеть чей-то затылок или спину. Но для Бергмана это было бы слишком примитивным. Зеркало и зеркальное отражение - один из ключевых бергмановских символов-атрибутов, ведь зеркало - это один из способов заглянуть в душу человека, что было известно задолго до Бергмана и до изобретения кино...



Зеркало является элементом интерьера почти в каждом фильме шведского мастера. Использовать зеркало для усиления диалогов и подчеркивания психологического состояния героев Ингмар начал почти с самого начала своего творческого пути. Режиссер повторял этот прием из фильма в фильм более десяти лет, пока, наконец, не покончил с ним через эффектно в своем самом известном творении. Думаю, нет смысла вникать в перепетии сюжета, чтобы проиллюстрировать "зеркальность" Бергмана - достаточно привести несколько реплик героев.

1946 год. "Дождь над нашей любовью"
Давид, молодой человек, приходит к господину Хаканссону, чтобы заключить с ним контракт на аренду дома. Пожилой владелец одинок, все родственники почему-то отвернулись от него, и ему остается только рассматривать фотографии с детьми, внуками в надежде когда-либо увидеться с ними.

-Вы живете один?
-Я не один! Эти малыши ждут меня!


1948 год. "Музыка во тьме"
Ингрид, девушка из простой семьи, прислуга в доме молодого, но уже известного музыканта. Кажется, они любят друг друга. Но общество отвергает такие межклассовые отношения.

Старшая горничная: Не слишком ли ты возомнила о себе, девочка?
Ингрид: Нет, я просто хочу понять, какие мои веснушки на ощупь.

1948 год. "Портовый город"
Мать и дочь, их отношения натянуты - из-за отца, который ушел из семьи.

-Отец телеграфировал, что он скоро возвращается.
-Вы разводитесь?
-Нет, мы хотим начать всё по-новому.


1949 год. "Жажда"
Бертиль и Рут - пара. Они вместе возвращаются из путешествия. У каждого из них свой опыт сложных любовных отношений, который они еще не успели переварить. Потому им необходимо время, чтобы притереться друг к другу, и мелкие бытовые проблемы вызывают кратковременные ссоры.

Бертиль: Наши деньги уходят слишком быстро.
Рут: Ты же ими заведуешь. Ты бы видел выражение лица мужчины, когда он достает бумажник.
Бертиль: А ты бы видела лицо женщины, когда он его не достает.

В том же фильме есть параллельная сюжетная линия. Вальберг - своенравная балерина, не желающая подчиняться строгим правилам преподавательницы - госпожи Хенриксон.

Г-жа Хенриксон: Я вижу, какая судьба тебе уготована, дорогая моя. Это видно в твоих глазах, словно наяву. Будешь подписывать контракт?
Вальберг: Конечно, нет! Мы будем составлять свои собственные контракты.

1950 год. "К радости"
Стиг и Марта нравятся друг другу, но никак не могут наладить отношения...

-Ты плачешь? Я никогда раньше не видел, чтобы ты плакала. Ты расстроена?
-Нет, я устала. Устала от тебя.
-Понимаю, я всё испортил.


1951 год. "Летняя игра"
Молодая актриса и актер (постарше) играют в одной театральной труппе. Они не очень близки, но между ними когда-то что-то было... Их профессия им наскучила, да и друг от друга уже устали, но уходить им некуда - они вынуждены лицедействовать до самой пенсии.

Он: Посмотри в зеркало: какое смешное у тебя лицо! Впрочем, и мое тоже...

1952 год. "Женщины ждут"
Ракель - замужем за солидным мужчиной Фредериком. Кай - ее поклонник.

Кай: Фредерик - очень умный человек.
Ракель: А ты глупый.
Кай: Скажи еще, что мне не удалось тебя соблазнить.
Ракель: Тебе меня? Хотела бы я не это посмотреть.

1953 год. "Вечер шутов"
Анна - актриса цирка, Франс - известный театральный актер, опытный соблазнитель.

Анна: Отдай ключ!
Франс: Сначала закончим наши игры!

1955 год. "Улыбки летней ночи"
Успешный адвокат Фредрик пришел к своей давней подруге и бывшей любовнице, певице Дезире, поделиться своими личными переживаниями.

Фредрик: Обешай, что не будешь смеяться, и я расскажу тебе кое-что...

1957. "Земляничная поляна"
Одна из самых проникновенных бергмановских сцен: профессор Борг беседует с фантомом из пришлого - девушкой, в которую он когда-то влюбился, но она предпочла другого. Переживания юности мучают пожилого ученого спустя десятки лет...

-Мне больно!
-Ты ведь у нас профессор. Кому, как ни тебе, знать, как победить боль. Но ты не знаешь. Ты так много учился, а в итоге всем твоим знаниям - грош цена.
Tags: Ингмар Бергман
Subscribe

Posts from This Journal “Ингмар Бергман” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments