altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ёдзи Кури. 50 оттенков абсурда

Мастера короткометражной анимации, выпуск №80

В японской независимой анимации есть свой Крестный отец. Нет, это не главарь якудза. Это художник, автор комиксов и аниматор Ёдзи Кури, его еще называют "плохим мальчиком" японской анимации. Его безумные комедии абсурда выносят мозг и выбивают зрителя из зоны комфорта. В начале 60-х именно он положил начало первой волне японской альтернативной анимации, представители которой оказались более востребованными на Западе, нежели на родине. Ёдзи Кури - звезда мультфестивалей 60-70-х, его смелые экспериментальные работы отлично вписались в эпоху киношных "новых волн", которые прошли по миру с начала 60-х. Конечно, с тех пор появились новые поколения еще более безумных аниматоров, да и мир сильно изменился, поэтому фильмы Ёдзи Кури на сегодняшний день уже кажутся относительно безобидными и не столь актуальными, но остаются вполне свежими и интересными.



Ёдзи Кури с детства любил рисование, но его отец-военный хотел, чтобы сын пошел по его пути. К счастью, молодому художнику хватило упорства, чтобы отстоять свой профессиональный выбор. В начале 50-х Ёдзи переезжает в Токио, увлекается комиксами и сам начинает их рисовать и даже добивается успеха: его работы в конце 50-х получают престижные призы. В начале 60-х три друга-художника, включая Ёдзи Кури, создают творческую группу "Анимационное сообщество Трёх" (Animēshon Sannin no Kai) - это и есть начало первой волны японской независимой анимации. Группа провела несколько фестивалей андерграундного искусства, на которых были представлены произведения японских экспериментальных художников, аниматоров, музыкантов, скульпторов. Возможно, эти выставки выглядели примерно так:


Кадр из экспериментального мультфильма Ёдзи Кури "Ванная" (1970).

В 60-е Ёдзи Кури основательно занимается независимой авторской анимацией, это десятилетие является для него самым успешным и плодотворным в анимации. Анимационный стиль Кури максимально близок к стилю комиксов и карикатур - это "плоский" минималистичный стиль с большим количеством статичных изображений, персонажи изображены по-карикатурному гротескно. Для музыкального сопровождения используются авангардные произведения японских музыкантов-экспериментаторов, включая Тору Такэмицу, Йоко Оно. По содержанию мультики Кури - это абсурд в разных своих проявлениях, от безобидных шуток до извращенных образов, которые у многих могут вызвать отвращение. Разбирать мультфильмы Ёдзи Кури можно именно по этой градации, начиная с легких комедий и заканчивая жестким абсурдом с шоковым эффектом.

Если вы хотите получить порцию легкого юмора, посмотрите "Человек за дверью" (1965) - абсурдную зарисовку из жизни соседей. Хотя в этом мультфильме есть и более глубокий подтекст, который становитя очевидным в контексте всего творчества Кури. Тема спокойной и гармоничной жизни - одна из основных у японского аниматора. Возможно, здесь есть намек на рост плотности населения в японских мегаполисах, когда окружающие люди, сами того не желая, своим активным образом жизни нарушают чью-то душевную гармонию. Социальные или глобальные политические проблемы вовсе не чужды Ёдзи Кури.



Если вы нормально относитесь к черному юмору, посмотрите "Сумасшедшего" (1968) - сборник минималистичных зарисовок в жанре комедии абсурда с элементами черного юмора. Сборники в похожем чернушном стиле в будущем выпускали американские независимые аниматоры Дон Херцфельдт, Билл Плимптон.



Есть у аниматора ряд работ, которых можно условно отнести к абстрактно-сюрреалистической группе. В них используются повторяющиеся символы (яйцо, женская нога), которые наверняка можно истолковать с точки зрения фрейдизма. В этих мультфильмах отсутствует сюжет - это, скорее, набор странных, порой неприятных, образов, создающих атмосферу раздражающего иррационального абсурда. В меньшей степени это касается м/ф "Комната" (1967), "Струна G" (1969), "Стул" (1965), "Ванная" (1970). В последних двух использованы люди и реальные предметы в качестве объектов анимации.


1967 - Комната


1969 - Струна G


1963 - Стул


1970 - Ванная

Градус безумия повышается в мультфильме "AOS" (1964), в котором вас могут шокировать извращенные сюрреалистические образы в духе Сальвадора Дали. Среди поздних мультиков Ёдзи Кури - "Полуночные паразиты" (1972) про фантастических обителей то ли другой планеты, то ли параллельного мира. Аниматор показывает нам крайне неприятный мир, в котором уродливые существа пожирают друг друга и вообще ведут себя извращенно, с нашей обывательской точки зрения. Судя по названию мультфильма, Кури не испытывает симпатий к своим персонажам и вероятно ассоциирует их мир с современным человеческим обществом, в котором многие особи в каком-то смысле также пожирают друг друга. И здесь мы переходим к самой любимой теме Ёдзи Кури.


1964 - AOS


1972 - Полуночные паразиты

Мотив пожирания одним существом другого особенно отчетливо проявился у Кури почему-то в теме межполовых отношений. Какие-то факты из биографии аниматора могли бы прояснить, почему женщины изображены у него столь непривлекательными и крупными, а мужчины - мелкими и безвольными, но пока что этот вопрос подвисает... Очень часто у него персонажи-женщины подавляют мужчин или даже жестоко расправляются с ними. Пожирают, в переносном смысле - с целью максимального слияния с ними. Очевидно, это проекция на реальные отношения между японскими мужчинами и женщинами, и ситуация, на взгляд Ёдзи Кури, выглядит именно так: женщины разбалованные и инфантильные, мужчины слабые, безвольные и тоже инфантильные. Я бы не стал обвинять аниматора в сексизме и мизогинии, потому что представителей обоих полов он изображает одинаково ущербными, да и про иронию не будем забывать. Ёдзи Кури пытается быть художником-психоаналитиком, раскрывающим глубинные страхи людей: страх ответственности, страх одиночества, страх собственной сексуальности, страх быть независимым от мнения общества и т.д. Не буду утверждать, что Кури - мастер психоанализа, но как художник он хорош: его оригинальные образы бьют в цель и пробуждают какие-то подсознательные ощущения.

Что касается непосредственно мультфильмов, то к вышеописанной теме относятся "Человеческий зверинец" (1961) и "Любовь" (1963) - своеобразная дилогия, в которой женщины обращается с мужчинами как с домашними животнымы. С одной стороны, кажется, что женщины утверждают власть над противоположным полом, с другой стороны, в "Человеческом зверинце" мы видим, что те и другие живут в одинаковой клетке, и в итоге никто не получает преимущества от такого межполового дисбаланса.


1961 - Человеческий зверинец


1963 - Любовь

Доминирование женщин над мужчинами Ёдзи Кури изображает в отдельных эпизодах во многих своих мультфильмах. Доходит до откровенного насилия и расчленёнки. Вот такой вот фрейдисткий черный юмор.


1968 - Сумасшедший!

Есть еще у Ёдзи Кури такой замечательный мультфильм, как "Две рыбы" (1968), который обращается к более глобальным проблемам. На мой взгляд, лучшая его работа. Мы уже затрагивали тему перенаселения и нарушения хрупкого душевного равновесия отдельно взятого человека. В м/ф "Две рыбы" мы видим метафорический островок, на котором пытаются наладить спокойную жизнь два человека (мужчина и женщина, но в этот раз тема доминирования здесь отсутствует). Но внешние силы, символизирующие развитие технологий, гонку вооружений, рост мегаполисов, превращают маленький островок в экономический ресурс, который нужно осваивать. Больные для японцев темы - недостаток личного пространства, ухудшение экологий, постоянное давление (физическое и эмоциональное) со всех сторон - раскрываются в этом мультфильме.

.

Еще один повод внимательно рассмотреть этот мультик - эпизод, в котором Ёдзи Кури неожиданно предвидит трагическое событие глобального характера, которое произойдет через 30 с лишним лет после появления мультфильма. Или даже все 40 лет, если учесть, что в 1961 году была первая, черно-белая версия.



***
В 1977 году Ёдзи Кури, судя по всему, прекращает выпускать мультики и уходит в другие направления творчества. В 2012 аниматор получил премию за жизненные достижения на фестивале Animafest в Загребе. На данный момент ему 89 лет - даже в таком солидном возрасте Кури продолжает активно заниматься творчеством, вести Фэйсбук и преподавать анимацию в Laputa Art Anomation School.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments