altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Вадим Курчевский. Эстетический шок

Мастера короткометражной анимации, выпуск №79

Среди советских режиссеров анимации много мастеров с фантастическими познаниями живописи и ее глубоким пониманием, что неудивительно, ведь почти все они сами художники. Вадим Владимирович Курчевский - один из таких аниматоров, изучение его творчества вызывает эффект, подобный синдрому Стендаля: кажется, ни у кого не было такой мощной "атаки" зрителя живописными образами, цветами и красками. Многие аниматоры в своих работах оживляют живопись, но гениальность Курчевского в том, что он делает это в кукольных мультфильмах! Понятно, что рисованная анимация по своей природе гораздо ближе к рисункам и картинам. Вадим Курчевский и Николай Серебряков провели уникальный эстетический эксперимент - оживили живопись в объемной анимации, но если Николай Николаевич пробовал разные техники, то Вадим Владимирович более 20 лет развивал одну концепцию. Давайте посмотрим, что она собой представляет.



Вадим Курчевский родился в Коломне, закончил Московский институт декоративно-прикладного искусства, работал художником-оформителем кукольных спектаклей, разрабатывал образцы игрушек на игрушечной фабрике, рисовал иллюстрации к детским книгам. В 1957 году на Союзмультфильме появилось объединение кукольных фильмов, куда и пришел Курчевский художником-постановщиком. С 1960 года начал выпускать мультфильмы совместно с Йосифом Боярским и Николаем Серебряковым, с 1966 года режиссирует самостоятельно. В подобных сухих биографических справках ничего не написано о том, где и как Вадим Курчевский изучал европейскую живопись, от классики 16 века до авангарда 1910-20-х - всё это огромным потоком хлынуло в его мультфильмы и переплавилось в причудливые формы. Я бы назвал Курчевского советским Питером Гринуэем - аниматора и английского кинематографиста действительно многое объединяет. Оба художники, оба великолепно знают и чувствуют живопись, оба в своих фильмах выносят на первый план визуал. Из-за этого их работы с непривычки тяжело воспринимать. Оба режиссера-художника обрушивают на нас лавину живописных образов, пренебрегая традиционными принципами развития сюжета. Гринуэй давно обрел культовый статус среди любителей арт-хауса, в советской анимации, понятное дело, не было такого слова, поэтому имя Курчевского известно лишь знатокам. Его мультфильмы - эдакий советский кукольный арт-хаус - хитами не стали, и сейчас про них мало кто помнит, несмотря на то, что это без всякой иронии Высокое Искусство.

Часть 1. Цветовая драматургия

Если сводить дилетанта в музей и спросить, что он там увидел, он скажет: красивые цветные картинки! Это я к тому, что даже если вы совершенно невосприимчивы к живописным образом, то обилие цвета и цветовое разнообразие в мультфильмах Курчевского вам сложно будет не заметить. Вообще, его мультфильмы надо смотреть на большом экране или хотя бы в качестве FullHD - на доступных видеозаписях (в основном среднего и низкого качества) теряется немалая часть цветового очарования Курчевского. Взаимодействие цветов, самоутверждение цвета - основа художественного стиля аниматора. Иногда даже сюжет развивается вокруг определенных красок. Выстраивается "цветовая драматургия фильма" (формулировка самого Курчевского). В м/ф "Золотой мальчик" (1969) персонажи окрашены каждый в свой цвет, символизирующий определенный порок. За исключением главного героя - "золотого мальчика" (на самом деле, он рыжий), олицетворяющего ангельскую добродетель.



В "Немухинских музыкантах" (1973) изображается такое явление, как цветомузыка. Курчевский на основе сюжета сказки Вениамина Каверина пытается изобразить связь между звуками и цветами. Варвара Андреевна - учительница музыки, собравшая необычный оркестр - не из людей-музыкантов, а из вещей. Каждый предмет имеет свой ярко выраженный цвет (черное пальто, красный огнетушитель и т.д.), а цвет в свою очередь издает определенный звук. Пока что его слышит только Варвара Андреевна, но дети - ее ученики - нашли способ донести музыку до всех слушателей.



Указание конкретного цвета содержится в названии самого известного и, на мой взгляд, лучшего мультфильма Вадима Курчевского - "Мой зеленый крокодил" (1966). В этой истории любви между крокодилом и коровой романтическая атмосфера создается за счет пестроты, а эмоциональная динамика поддерживается цветовыми контрастами (взаимодействие разноцветных персонажей, смена декораций ночи и дня, солнечной и пасмурной погоды).



Можно еще назвать мультфильм "Я нарисую солнце" (1970), выполненный в "осенних" красках. И настроение у него соответствующее, немного меланхоличное.



Каждый мультфильм Курчевского, начиная с "Зеленого крокодила", имеет цветовую драматургию независимо от того, связана ли она напрямую с сюжетом. Чаще всего она работает на настроение мультфильма, на его "атмосферу живописной среды" (еще одна формулировка Курчевского). Яркий пример - "Освобожденный Дон Кихот" (1987), в котором пестрые куклы и эксперименты с их цветным освещением действительно создают атмосферу, но все-таки затрудняют восприятие сюжета. Но это ни в коем случае не критика. Скорее, предупреждение: к такому зрелищу нужно подготовиться.



Часть 2. Куклы и декорации

Кладезь живописных образов Курчевского - куклы и миры, в которых они обитают. Большинство персонажей обладают одной особенностью, которая сразу бросается в глаза - они некрасивые. Точнее, красивые, но по-своему. Куклы как будто потрепанные, угловатые, иногда чумазые, иногда размалеванные, страшненькие. Но все эти условные внешние недостатки компенсируются одной вещью - харизмой! Несовершенства делают кукольных персонажей более "живыми", эмоциональными и выразительными: сквозь угловатость и растрепанность проступает невероятная жизненная энергия, мощный характер.


1972 - Мастер из Кламси


1975 - Садко богатый


Петр I в м/ф "Солдатский кафтан" (1983)


1986 - Легенда о Сальери


1987 - Освобожденный Дон Кихот

Декорации в мультфильмах Курчевского поражают стилистическим разнообразием. Особенно это касается изображения городов и улиц. Просматривая мультики один за другим, мы переносимся из старых европейских городков в советские мегаполисы и обратно. Каждый раз мы видим неповторимое пространство со своей уникальной атмосферой.


1967 - Легенда о Григе


1967 - Франтишек


1970 - Я нарисую солнце


1973 - Немухинские музыканты


1981 - До свидания, Овраг

"Подобная нарочитая небрежность в оформлении кукол и декораций давала дополнительную возможность светового рисунка, создавала живописную среду, где тень и свет не имели резких границ" (В.Курчевский. "Там, где кукла не игрушка", из сборника "Мудрость вымысла", сост. Асенин С.В.), - исчерпывающее описание стиля Вадима Курчевского, сформированного под очевидным влиянием европейской живописи разных эпох. Известно, что изобразительная концепция "Мастера из Кламси" создавалась на основе картин Питера Брейгеля, а образ главного героя - на основе автопортрета Сезанна. Жутко интересно было бы узнать, какие художники повлияли на создание других фильмов Курчевского. К сожалению, я не эксперт в живописи, потому не могу установить явные отсылки, но кое-какие ассоциации у меня возникают. Например, с работами Василия Кандинского.


1975 - Садко богатый


Василий Кандинский - 1915 - Святой Георгий и змей

Где-то мне видятся Жорж Брак, Уильям Тёрнер...


1977 - Тайна запечного сверчка


Жорж Брак - 1910 - Le Sacre Coeur


1977 - Тайна запечного сверчка


Уильям Тернер - Alnwick Castle, 1829

А вот персонаж, который мог бы присутствовать на одном из полотен Пабло Пикассо.


1967 - Легенда о Григе


Пабло Пикассо - 1938 - Femme Assise dans un Jardin (Женщина, сидящая в саду)

Скорее всего, было также и влияние немецкого киноэкспрессионизма.


1986 - Легенда о Сальери


1922 - Носферату, симфония ужаса (Ф.В.Мурнау)


1987 - Освобожденный Дон Кихот


1920 - Кабинет доктора Калигари (Роберт Вине)

***
Эта заметка содержит лишь малую часть того, что можно было бы рассказать о Вадиме Курчевском. К сожалению, сам аниматор уже не сможет ответить на вопросы исследователей его творчества. В 1997 году Вадим Владимирович Курчевский ушел из жизни в возрасте 69 лет.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments