altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Стимуляция" (киноальманах, 1967)

В апреле на РуТрекере пользователь huronnn выложил раритет - сборник шведских короткометражек, объединенных в киноальманах "Стимуляция". Подобные сборники выходили в Европе часто, и особой ценности они не представляли бы, если бы не участие в них известных режиссеров. "Стимуляция" - это как сборная Швеции по футболу по кино 60-х годов, в состав которой вошли классики европейского кино Густаф Моландер, Вильгот Шёман, автор культовой пародийной комедии "Приключение Пикассо" Таге Даниэльссон, ну и в роли главной звезды - сам Ингмар Бергман. Таким образом, "Стимуляция" интересна как минимум поклонникам великого шведского мастера, открывая им прежде неизвестную его короткометражную работу.

На мой взгляд, название альманаха по-русски звучит неудачно: не стоило бы переводить слово Stimulantia дословно. В современном контексте понятие стимуляции тесно связано с разного рода стимулирующими препаратами и главную идею сборник отражает очень смутно. Перевод субтитров, к сожалению, оказался не всегда адекватным, и такие фразы, как "лицо моего сына стимулирует меня" или "оперная певица как активная личность стимулировала аудиторию", звучат ужасно. Не говоря о других нелепых переводных неточностях. Но...спасибо huronnn и на этом.
Мне кажется, точнее было бы перевести название как "Вдохновение". Сразу становится понятна и идея фильма: каждый из режиссеров показал в своем отрывке то, что вдохновляет лично его. Что именно вдохновляет шведских режиссеров на кинотворчество, мы сейчас узнаем.

1.В первой короткометражке Ганс Абрамсон решил найти в современном Лондоне то место, где когда-то жил Чарли Чаплин, в свое время вдохновивший режиссера и прививший ему любовь к кино. Абрамсон спрашивает обитателей британской столицы, знают ли они, где жил их великий земляк. Большинство опрашиваемых знают и указывают режиссеру путь к тому самому дому...

2.В своем вступлении Йорн Доннер что-то сказал про порнографию, якобы она его "стимулирует", и Доннер решил снять свой шутливый "порнографический" фильм. Режиссер придумал забавную историю о том, как молодая пара готовится к тому самому порнографическому действу, но в процессе приготовления их страсть угасает, и оба уставшие от ожидания тупо сваливаются в сон.

3.Ларса Гёрлинга завораживают автогонки. Режиссер как бы задается вопросом: что побуждает гонщиков участвовать в таком экстремальном и смертельно опасном спорте? В то время несчастные случаи в гонках происходили гораздо чаще, чем в наше время.

4.Короткометражка Ингмара Бергмана, к нашему удивлению, вовсе не является "гвоздем программы". Его зарисовка о сыне по имени Даниэль представляет собой череду кадров, снятых ручной камерой на протяжении двух лет. Мы видим Даниэля младенцем, чуть позже - двухлетним пареньком. Собственно, всё.

5.Эпизод авторства Арне Арнбома можете смело проматывать, если вы не являетесь любителем оперы. Режиссера вдохновляет на высокие чувства известная шведская оперная певица Биргит Нильсон. Мы видим ее во время репетиции и исполнения одной из арий.

6.Ганс Альфредсон и Таге Даниэльссон решили постебаться: они, мол, прочитали книжку какого-то французского писателя (не то Бальзон, не то Бальзат), книжка им понравилась так, что они решили снять по ней фильм. Речь идет об одном из рассказов Оноре де Бальзака - по сути, безделушка, короткая история о девушке, которую якобы изнасиловали. Та пошла к адвокату, чтобы он помог ей возместить моральный ущерб.

7.Работа Густафа Моландера выделяется среди остальных в этом сборнике тем, что она единственная выполнена в серьезном, классическом стиле. Это 20-минутная драма по рассказу Ги де Мопассану с участием выдающихся актеров - Гуннара Бьорнстранда (снимавшегося во многих фильмах Бергмана) и Ингрид Бергман (именно она вдохновила Моландера на участие в этом кинобезобразии под названием "Стимуляция").

8.Работу Вильгота Шёмана иначе, как безобразием, не назовешь. Этого скандального экспериментатора вдохновила, видимо, "новая волна" - режиссерское направление в европейском кино 60-х годов. Шёман показывает озорную зарисовку о том, как примерный шведский семьянин сходит с ума от однообразной повседневной жизни, от этого ему мерещатся обнаженные негритянки в доме. Легкая провокация от Шёмана, придающая всему альманаху пикантность, остроту. Так что из всех работ вам запомнится именно эта (как и, возможно, предыдущая, с Ингрид Бергман).

раздача на РуТрекере
Tags: Ингмар Бергман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments