altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Детонатор (2004, Шейн Кэррут)

Для тематической кинорулетки Победители "Санденс".

В 2004 году главный приз "Санденса" взял, возможно, самый необычный фильм про перемещения во времени. Подход к теме временных петель (time loops) у Шейна Кэррута оказался настолько нестандартным, что некоторые зрители узнают о наличии этого явления в фильме только ПОСЛЕ просмотра, читая чужие рецензии или, например, Википедию. Я как раз из таких зрителей. Кэррут со своим "Детонатором" бесцеремонно ткнул пальцем в мои скромные интеллектуальные способности: в сюжете про молодых ученых-авантюристов, случайно нахимичивших машину времени, я не понял ничего. К тому же, учитывая, что почти всё время герои разговаривают на научно-техническом языке, я не просто "не понял ничего", а "не понял вообще ничего".



Будучи математиком-инженером по специальности, Шейн Кэррут сделал фильм-уравнение - какое-то запутанное уравнение из высшей математики. Логика образования временной петли здесь действительно сложна для большинства зрителей. Спасибо упорным киноманам, которые вникли в суть и нарисовали инфографику типа этой или этой (найдено в рецензии xraptor). И вот смотрю я на эти схемы и... как-то не хочется вникать в эти извращения с сюжетом.





С другой стороны, можно вынести научно-технические заморочки за скобки и смотреть "Детонатор" как экзистенциальную драму, отвечающую на вопрос: откуда берутся двойники? Как в легенде о том, что у каждого у нас где-то на планете есть двойник. По сюжету Шейна Кэррута получается, что два приятеля-инженера вовсе не планировали изобретать машину времени, их цель была приземленная: внедрить инновацию, запатентовать и продать кому-нибудь за большие деньги. Просто бизнес. Но рабочее вещество повело себя странным образом и спровоцировало временную петлю. Фильм снят предельно реалистично, без художественных изысков. Скорее всего, Шейн Кэррут (снявший самого себя в главной роли) сам прошел через рутину научных исследований в поисках зацепки для какого-нибудь крутого изобретения, но, не найдя таковой зацепки в реальной жизни, перенес ее в кинематограф. Месседж режиссера может быть таким: сколько таких любительских лабораторий по всему миру - сотни! В любой момент в одной из них что-то пойдет не так, возникнет временная петля, и оказавшийся рядом ученый или просто случайный человек порождает своего двойника. Собственно, даже без лаборатории можно обойтись: искажения времени и пространства могут происходить естественным способом без участия человека и незаметно от него. Хотя Кэррут эту идею не развивает...





Победа "Детонатора" на "Санденсе" подтверждает тезис о том, что на этом фестивале награждают самые нестандартные произведения независимого кино. То есть тут более важен критерий нестандартности, нежели критерий "хороший/плохой". "Детонатор" имеет низкие рейтинги не потому, что фильм плохой, а потому что для массового зрителя он абсолютно непригоден. Следующий полнометражный фильм Шейна Кэррута, снятый почти через 10 лет после "Детонатора", подтверждает, что этот режиссер делает какое-то свое параллельное кино. И такое кино, оказывается, вполне востребованное, учитывая огромную разницу между бюджетом и сборами.

Моя оценка: 6/10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments