altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Поздний" Рязанов



Есть несколько мнений о том, когда заканчивается "классический" Рязанов и начинается "поздний". Все они сходятся в одном: граница между двумя творческими этапами режиссера лежит где-то в конце 80-х - начале 90-х. Кто-то называет "Забытую мелодию для флейты" или "Предсказание" в качестве пограничного фильма, но, на мой взгляд, последней его работой, которую можно записать в условный "золотой фонд Рязанова" - это "Небеса обетованные", хоть это и спорное произведение, как и всё то время... Первый постсоветский фильм - "Подозрение" - по стилистике еще где-то в чем-то напоминает "старого доброго" Рязанова. Свой новый, совершенно непривычный облик Эльдар Саныч приобретет чуть позже - с фильмом "Привет, дуралеи". Вот здесь и берет свое начало лавина критики поздних рязановских работ, а обвинения в адрес режиссера стали напоминать психиатрические диагнозы. Эльдар Рязанов стал заложником своих былых кинематографических успехов, и публика оказалась неготова принять новый стиль своего кумира. В стране, думаю, не существует ни одного человека, не смотревшего "Служебный роман" или "Иронию судьбы". И "Дуралеи" на фоне этой классики выглядят не то, чтобы проигрышно - самоубийственно. Действительно, произошла потрясающая творческая трансформация, которую со стороны трудно оценить адекватно...

С 1996 года Рязанов снял пять фильмов, которые я отношу к "поздним" (римейк "Карнавальной ночи" не в счет). Как минимум три из них выглядят абсурдно, наивно, нереалистично, в худшем случае - просто по-дурацки. Плюс непозволительно большой хронометраж. Неудивительно, что первое впечатление от такого действа - негатив. Но попробуем посмотреть на эти фильмы с другой стороны. До 90-х годов Рязанов снимал в полном смысле "народное кино". На рубеже эпох авторитет режиссера был настолько велик, что он мог позволить себе снять любое кино, даже в экономически сложное время. Кроме того, больше не было идеологии, требовавшей от творца соответствующей продукции - того самого "народного кинА". Появился отличный шанс стать другим режиссером - видимо, у Эльдара Александровича была такая потребность, раз он действительно стал другим режиссером. Мы приходим к удивительному выводу: "поздний" Рязанов - это режиссер авторского кино: Рязанов снимал то, что хотел и как хотел. А с авторского кино и спрос другой: любые недостатки можно списать на экспериментальность или авторский замысел. Вот так советский классик стал чуть ли не артхаусным режиссером. Звучит как бред, но судя по его последней работе - истина где-то рядом...

1996 г. "Привет, дуралеи!"
Эльдар Саныч начинает активно использовать "легкий" жанр авантюрной комедии. Конечно, лучшие фильмы Рязанова и раньше обозначались как комедии, но "легкими" их никак нельзя назвать. А здесь такое ощущение, что мастер позволил себе расслабиться после многолетней борьбы с цензурой, с публичным мнением, с общественными недостатками. Так же, как многие люди, приходя домой после тяжелого рабочего дня, с целью расслабиться включают какую-нибудь "мыльную оперу", но никак не Ингмара Бергмана. В "Дуралеях" чувствуется очень расслабленный стиль: в каждом герое, в каждом кадре, в сюжетном повороте. Кто-то скажет: дурацкий сюжет. Но надо различать два понятия: "по-дурацки" и "нарочито по-дурацки". Во втором случае - это уже киноприем, выполняющий, между прочим, свою социально полезную функцию - помочь людям хоть как-то отвлечься от борьбы за выживание в "лихие 90-е".




1999 г. "Старые клячи"
Жанр авантюрной комедии в руках Рязанова постепенно усложняется (но "тяжелее" от этого не становится) за счет более богатого актерского состава. Больше персонажей - больше невероятных событий. Абсурдно-невероятный стиль сохраняется, только терпеть его более двух часов - это испытание для кинолюбителя. Явный перебор, которому нет оправдания. Зачем, спрашивается, Эльдар Рязанов затеял этот цирк? Думается, прежде всего, ради актеров, точнее, актрис - звезд советского кино: Ахеджакова, Гурченко, Купченко, Крючкова (они, собственно, и есть те "старые клячи"). Этот фильм подобен концерту-бенефису какого-либо всенародно любимого кумира, а тут их сразу много! И сюжетные хитросплетения отходят на второй план. "Старые клячи" - для тех, кто получает удовольствие от актерской игры.




2000 г. "Тихие омуты"
Этот фильм похож на попытку режиссера снять серьезную мелодраму, которая всё же неизбежно скатывается в ту же авантюрную комедию. Но такое смешение жанров выглядит неожиданно гармоничным. Когда в фильме находится место и для смеха, и для грусти, и для серьезных вещей, и для невероятных глупостей - это, наверное, замечательно! Главная проблема восприятия "Тихих омутов" - опять же, в невольном сравнении с предыдущими работами Рязанова. Все мы видели "Вокзал для двоих", "О бедном гусаре..." - тоже лирические комедии с элементами авантюры, в которые режиссер вкладывал много душевного опыта и ряд социально острых идей. В "Тихих омутах", на мой взгляд, есть и то, и другое, только подано всё это гораздо более спокойно, бесконфликтно и даже добрее, но это рязановское добро ближе к детской наивности, беззащитности и не имеет ничего общего с тем "добром", что с кулаками... В результате фильм сильно теряет в зрелищности, но взамен становится неплохим образцом настоящего авторского кино.




2003 г. "Ключ от спальни"
От этого фильма не стоит ждать многого, и режиссер сразу нам дает это понять - первым же эпизодом с подводной лодкой, абсурдно-фантастическим, с плохо выполненными спецэффектами. Но в то же время "Ключ от спальни" - очередной авторский эксперимент, замысел которого - снять максимально несерьезную комедию ситуации (сейчас такое называют ситкомами). Получилось, конечно, смешно, но это тот же смех, что и от "Счастливы вместе", например: вроде и понимаешь, что ерунда полнейшая, но всё равно смешно )) Правда, "Ключ от спальни" имеет свое преимущество перед современным комедийными сериалами: фильм Рязанова начисто лишен какой-либо пошлости и безвкусицы, словно дорогой гостиничный номер, тщательно прибранный, без единой пылинки. Художественная ценность от этого сильно не возрастает, но для кого-то это важный фактор.




2006 г. "Андерсен. Жизнь без любви".
Многие зрители пишут негативные отзывы на этот фильм, словно по инерции, находясь на негативной волне от просмотра предыдущих фильмов. Мне кажется, такое отношение несправедливо, ведь к этому времени, спустя 10 лет после "дуралейского" фильма про "Дуралеев" у Рязанова выкристаллизовался настоящий шедевр, который обратил в достоинства всё то, что мы назвали недостатками "позднего" Рязанова. Я бы назвал это явление сенсационным, учитывая возраст режиссера и его пристрастие к легким жанрам в последние годы творчества. Жанр же "Андерсена" определить сложно, это что-то метажанровое - такие фильмы иногда появляются, и их единицы. "Легкое" и "сложное" одновременно. Это не лирическая комедия, и не трагикомедия и не байопик. Это то, что называют экспериментальным авторским кино. И ожидать такого от Эльдара Рязанова было невозможно...
Почему классик заинтересовался такой исторической личностью, как Ганс Христиан Андерсен? Видимо, дело в характере знаменитого сказочника, в его мировосприятии. В его глазах мир представлялся может быть чересур наивным, зато - цельным, без деления на "плохое" и "хорошее", "правильное" и "неправльное". Сказка и реальность для него были продолжениями друг друга. Со стороны такое мировоззрение походило на легкую форму безумия, зато открывало непостижимые для других людей творческие направления. Возможно, сам Эльдар Саныч видел себя в образе Андерсена и его жизнеописанием подводил итог своей творческой жизни.
Неудивительно, что фильм оказался многими не понят. Его и не нужно особо понимать. "Андерсен" не открывает ничего нового в кино, но совершенно точно открывает новые для нас грани личности автора. Эльдар Александрович очень мудро позаботился о завершении своего творческого пути, сняв фильм о творчестве - о внутренней силе, которая движет человеком.



Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Все камео Георгия Данелии

    Не нашел в интернете подобный обзор, потому решил сам собрать вместе все эпизоды, когда Георгий Данелия появляется в своих фильмах. "Я шагаю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments