altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Райнер Вернер Фассбиндер. Часть 4: шесть раритетов

Если заглядывать в фильмографию Р.В.Ф на IMDB, то периодически в ней можно обнаруживать новые наименования. Это говорит о том, что до сих пор не известно точно, сколько же всего он наснимал. Главная сложность составления фильмографии Фассбиндера - это его экспериментальные театральные постановки для телевидения, которые он создавал между кинофильмами. Большинство из этих постановок до недавнего времени были недоступны широкому зрителю, хранились где-то в немецких телеархивах и на ДВД, понятно, не издавались. Была неясность и с авторскими правами. Но в последние годы в интернете начали всплывать оцифрованные записи с видеокассет - так народ получил возможность ознакомиться с прежде неизвестными шедеврами Фассбиндера! Более того, кое-что стало издаваться и на ДВД в наилучшем качестве.
У Р.В.Ф., как известно, нет проходных работ, потому даже самые малоизвестные его телевизионные проекты, безусловно, заслуживают внимания и изучения.

1."Кофейня" (1970)
Райнер Вернер любил делать свои, авторские, постановки классических пьес. "Кофейня" - это пьеса итальянского драматурга 18 века Карло Гольдони. В интернете можно найти черно-белую запись постановки, но, к сожалению, без английских субтитров, тем более - без русских. Так что, не зная текст пьесы или не владея немецким языком, разобраться в действии невозможно. Кроме того, Фассбиндер основательно переработал оригинальный текст. Но художественная ценность "Кофейни" для русскоязычного зрителя от этого не умаляется: Фассбиндер был, помимо всего прочего, выдающимся театральным режиссером, который уделял огромное влияние декорациям, мизансценам, освещению, костюмам и прочим деталям. И даже минималистичный стиль режиссера (в "Кофейне" из предметов на сцене мы видим только стулья - больше нет ничего!) способен удержать наше внимание, зацепить какими-то неуловимыми деталями, и мы с удовольствием следим за игрой актеров, даже не понимая слов. Конечно, созерцание такого фильма - на любителя, но, как минимум, эстетические переживания вам обеспечены.

1970 - Кофейня.jpg

2."Бременская свобода" (1972)
Эту телепостановку я также отношу к раритетам, несмотря на наличие рецензии Сергея Кудрявцева (между прочим, с очень высокой оценкой!), однако этот фильм, вроде бы, не издавался, в кинотеатрах не показывался. В интернете можно найти только несколько оцифровок с кассет. Удивительный факт: "Бременская свобода" имеет самую высокую оценку на IMDB среди всех фильмов Фассбиндера (за исключением "Берлин.Александерплатц"). Объясняется это, видимо, тем, что эта постановка считается редкой и малоизвестной, а те единицы, нашедшие возможность ее увидеть, не могли не оценить высоко это произведение.
Первая половина 19 века, Германия, Бремен. Гейше - молодая замужняя женщина. Претерпев достаточно унижений от мужа и от окружающих, Гейше решает, наконец, самоутвердиться в этом мире, обрести моральную и материальную независимость. Для этой цели она использует один необычный и коварный способ, на который указывает второе название пьесы - "Бременский кофе"...
"Бременская свобода" - это экранизация пьесы, написал которую сам Фассбиндер. В отличие от других фильмов того периода о тяжелой женской участи ("Горькие слезы...", "Марта", "Нора Хельмер" - везде Маргит Карстенсен в главной роли), здесь режиссер обходится минимальным количеством декораций, оставив на сцене лишь несколько предметов мебели и разместив на фоне действия большой экран, на который проецируются кадры с изображением природы, на первый взгляд, никак не связанные с тем, что происходит на сцене.

1972 - Бременская свобода.jpg

моя раздача на RuTracker.org

3."Малолетка" (1973)
"Малолетка" - это социальная драма из подростковой жизни. Тема запретной, точнее сказать - нестандартной, любви Фассбиндера очень интересовала: можно вспомнить "Страх съесть душа", "Катцельмахер" и пр. Только здесь масштаб запретности или нестандартности поменьше: молодой человек и несовершеннолетняя девушка влюбляются друг в друга, заканчивается их роман беременностью, а это уже повод для осуждения их отношений со стороны родителей и общества. Сюжет, в общем, в кино распространенный, хотя для 73 года эта история, возможно, была необычной... Фассбиндеру мало раскрыть социальную проблематику, много внимания он уделяет интимным вопросам, теме сексуального раскрепощения человека. Так что готовьтесь - откровенные сцены присутствуют!

1973 - Малолетка.jpg

раздача на RuTracker.org

4."Мир на проводе" (1973)
"Мир на проводе" - двухсерийный научно-фантастический фильм Фассбиндера, выпущенный и показанный в эфире в 1973 году. Сюжет: Институт кибернетики создал революционный суперкомпьютер - Симулакрон, с помощью которого можно моделировать целые миры и населять их искусственными людьми. Изначально Симулакрон должен был использоваться для благих общественных целях, но глава Института Сискинс начинает осуществлять свои корыстные планы. Помешать Сискинсу, а также разгадать ряд тайн и загадок вокруг суперкомпьютера должен гений компьютерных технологии Фред Штиллер...
Единственный фильм Фассбиндера в жанре научной фантастики с элементами социальной драмы. В фильме показаны такие социальные типы, как начальники-деспоты и подавляемый рабочий класс. Хватает в фильме и иронии: главный герой очевидно смахивает на агента 007. Не случайно первая реплика героя в фильме: "Штиллер, Фред Штиллер". Ну и любовная линия присутствует.
Во время просмотра фильма у вас наверняка возникет ощущение сходства с трилогией "Матрица". Некоторые ее идеи как будто содраны у Фассбиндера: компьютерная реальность, путешествие в виртуальный мир, образ человека, докопавшегося до правды, за которым охотятся "агенты смиты", наконец, идея перемещения с помощью телефона-автомата - может ли это быть совпадением? Только позже я узнал, что "Мир на проводе" и "Матрица" поставлены по одной и той же книге! Даниэль Галуйе "Симулакрон 3". Что же это получается, Фассбиндер на 25 лет опередил братьев Вачовски! Сравнивать эти два фильма, конечно, сложно: разные бюджеты, разные стилистики, разные кинотехнологии... Но, выбирая между Нео и Фредом Штиллером, я свое предпочтение отдаю все-таки последнему :)

1973 - Мир на проводе.jpg

моя раздача на RuTracker.org

5."Нора Хельмер" (1974)
"Нора Хельмер" - это телевизионная постановка Фассбиндера по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена "Кукольный дом". Это одна из 15 постановок этой пьесы за историю кинематографа (если верить IMDB). "Нора Хельмер" - это не просто экранизация классического текста. Прежде всего - это творение Фассбиндера, с его тщательным подбором декораций, костюмов, работой с актерами, с камерой. Великолепная режиссерская и операторская работа. В постановке Фассбиндер не стал отходить от содержания (пожертвовав, правда, несколькими сценами), но изменил тональность пьесы: диалоги, по сравнению с оригиналом, стали более сжатыми, сухими, менее эмоциональными и в то же время - более психологически глубокими. Герои словно постоянно чувствуют некую нервозность, обреченность.

1974 - Нора Хельмер.jpg

моя раздача на RuTracker.org

6."Женщины в Нью-Йорке" (1977)
Снова экранизация пьесы - на этот раз, современной, авторства американской писательницы-драматурга Клэр Бут Льюс. В 1936 году вышла ее пьеса "Женщины", в 1939 Джордж Кьюкор снял по ней одноименный фильм (у нас переведен как "Женские интриги"). Творение Фассбиндера имеет с оригиналом мало общего. Изначально это была комедия, в типичном таком американском духе. Как и с "Норой Хельмер", Фассбиндер немного поменял жанр - на психологическую драму с элементами сатиры. Чем заинтересовала немецкого режиссера история о женщинах высшего общества со своими бесконечными сплетнями, интригами, заморочками? Видимо, тем, что в центре внимания - именно женщины! Здесь нет ни одного мужского персонажа. Природа женственности, как мы уже знаем, Райнера Вернера очень сильно интересовала. И американская пьеса стала для него отличной возможностью в очередной раз залезть в глубины женской психики и показать, насколько она может быть неприглядной при всей внешней красоте героини. Поэтому режиссера критиковали за то, что фильм получился каким-то анти-женским. Насчет "анти" - это, мне кажется, преувеличение.

1977 - Женщины в Нью-Йорке.jpg

раздача на RuTracker.org
Tags: Р.В.Фассбиндер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments