altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Михаэла Павлатова. А теперь кое-что... об "этом"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №72

Чешка Михаэла Павлатова получила известность благодаря раскрытию одной из самой сложных проблем - сложных не только для анимации, но и вообще для человеческой жизни - проблемы взаимоотношения полов. Как сделать мультик "об этом", чтобы получилось не пошло, не фальшиво, чтобы с иронией, но в меру? Павлатова - аниматор без комплексов - кажется, нащупала подходящий стиль, динамичный и меняющийся. Каждый раз Михаэла подходит к теме немного по-разному: где-то более деликатно, а где-то радикально. Добрый юмор может смениться черным, на первый план выходит то оптимизм, то пессимизм. Не поймешь, то ли мизантропка она, то ли идеалистка... Давайте попробуем разобраться.



Михаэла родилась в Праге - одном из важнейших центров анимации Европы. С детства любила рисовать, в 1987 году окончила пражскую Высшую школу прикладного искусства, тогда и начала создавать мультфильмы. На рубеже тысячелетий был период работы в Сан-Франциско (развлекательный канал WildBrain). Сейчас живет и работает в Праге, преподает анимацию в нескольких учебных заведениях.

Михаэла Павлатова сразу же взялась за тему, которая станет главной в ее творчестве. Сначала она была более широкая - проблема коммуникации между людьми, постепенно она сужалась до уровня семейных отношений, наконец, оформилась в контексте межполовых отношений. Если для раннего периода Павлатовой подходит бергмановское название "Сцены из супружеской жизни", то поздний период изображает эротические фантазии героев без привязки к их социальному и семейному статусу.

Если разбирать работы Павлатовой по степени охвата проблемы - от масштабного до частного - то первым будет мультфильм "Слова, слова, слова" (1991) о сложностях, которые возникают в общении между людьми в разных ситуациях, в том числе, когда между мужчиной и женщиной зарождается романтическое чувство. На мой взгляд, это лучший фильм Павлатовой, в котором остроумно обыгрываются коммуникационные стереотипы. Здесь Павлатова использует прием, характерный для ее ранних работ - визуальная "материализация" общения и эмоций, которые возникают в процессе. Вот как это выглядит:





В первом, "бергмановском" мультфильме "Этюд из альбома" (1987) мы видим похожий прием. Муж пытается навязать супруге свою точку зрения (буква "А"), жена же деликатно продавливает свою позицию (буква "Б"). В результате, конфликт плавно перетекает в семейную идиллию. Павлатова говорит нам: несмотря на то, что брак - это конфликт интересов и борьба взглядов, всегда можно найти компромисс и достичь семейной гармонии.





В "Кроссворде" (1989) впервые у Павлатовой прямо говорится о сексуальных отношениях между супругами. Проблемы в коммуникации приводят к проблемам в интимной сфере. Или наоборот? Так или иначе, всё взаимосвязано. Кроссворд - хорошая двойная метафора: это запутанность слов, мыслей, эмоций, а также иллюзорность любви, которая существует лишь "на бумаге", как слово, вписанное в кроссворд. Как видно, оптимизм "Этюда" куда-то исчез.





"Повтор" (1995) - одна из ключевых работ Павлатовой, она даже входит в список "100 лучших анимационных лент века". Зацикленность человека на стереотипах из-за страха или нежелания расширить свое сознание (вспоминается психологическое выражение "застрять в гештальте") ведет к повторяемости одних и тех же ситуаций в общении с противоположным полом. Это один из главных мотивов в мультфильмах Павлатовой. Внесите спонтанность в свою жизнь, разорвите привычный круговорот жизни - тут же начнутся перемены к лучшему, раскроется ресурс любви. Конечно, я коряво выражаюсь с точки зрения психологии, лучше посмотрите мультфильм "Повтор" - он как раз об этом. К теме повторов Михаэла вернется в 2015 году в короткой зарисовке "Сердца".



В 1998 году Михаэла Павлатова и режиссер-документалист Павел Коутецки представили фильм "Отныне и во веки веков", в котором сочетаются документальные съемки и анимационные эпизоды, выполненные в разных стилях. В нескольких эпизодах Павлатова изображает негативные стороны семейной жизни: эмоциональную незрелость, отсутствие самоуважения, нехватку страсти, внутреннее одиночество и т.д. Уж не разочаровалась ли Михаэла в институте брака?



Такой вывод вроде бы подтверждает "черный" минутный мультик "Семья Маллрой" (2001), в котором семейную идиллию буквально переезжает поезд.



Можно обратить внимание, что персонажи в очках ведут себя как слепые котята, что, возможно, символизирует традиционную семью как путь к эмоциональной слепоте и вообще как жизненный тупик. Интересно было бы провести параллели с семейной жизнью самой Павлатовой, но никакой информации по этому поводу мне найти не удалось.

Следующие фильмы Михаэлы Павлатовой полны угара и эротического хулиганства, от семейной темы там ничего не осталось. "Карнавал животных" (2006) - гимн сексуальной раскрепощенности, работа достаточно смелая, на грани пошлости. Кому-то покажется, что даже за гранью. Мне кажется, мультфильму не хватает эстетичности, смотреть его немного неприятно.



Эротическим фантазиям посвящен и "Трамвай" (2012). Здесь много сцен во фрейдистском духе. Радует, что заканчивает свою последнюю на данный момент работу Михаэла Павлатова не эротическим буйством, а спокойным романтическим чувством. Михаэла верит в любовь, но в чистом виде проявляется она в нашей жизни очень редко.



ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments