altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Михаэла Павлатова. А теперь кое-что... об "этом"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №72

Чешка Михаэла Павлатова получила известность благодаря раскрытию одной из самой сложных проблем - сложных не только для анимации, но и вообще для человеческой жизни - проблемы взаимоотношения полов. Как сделать мультик "об этом", чтобы получилось не пошло, не фальшиво, чтобы с иронией, но в меру? Павлатова - аниматор без комплексов - кажется, нащупала подходящий стиль, динамичный и меняющийся. Каждый раз Михаэла подходит к теме немного по-разному: где-то более деликатно, а где-то радикально. Добрый юмор может смениться черным, на первый план выходит то оптимизм, то пессимизм. Не поймешь, то ли мизантропка она, то ли идеалистка... Давайте попробуем разобраться.



Михаэла родилась в Праге - одном из важнейших центров анимации Европы. С детства любила рисовать, в 1987 году окончила пражскую Высшую школу прикладного искусства, тогда и начала создавать мультфильмы. На рубеже тысячелетий был период работы в Сан-Франциско (развлекательный канал WildBrain). Сейчас живет и работает в Праге, преподает анимацию в нескольких учебных заведениях.

Михаэла Павлатова сразу же взялась за тему, которая станет главной в ее творчестве. Сначала она была более широкая - проблема коммуникации между людьми, постепенно она сужалась до уровня семейных отношений, наконец, оформилась в контексте межполовых отношений. Если для раннего периода Павлатовой подходит бергмановское название "Сцены из супружеской жизни", то поздний период изображает эротические фантазии героев без привязки к их социальному и семейному статусу.

Если разбирать работы Павлатовой по степени охвата проблемы - от масштабного до частного - то первым будет мультфильм "Слова, слова, слова" (1991) о сложностях, которые возникают в общении между людьми в разных ситуациях, в том числе, когда между мужчиной и женщиной зарождается романтическое чувство. На мой взгляд, это лучший фильм Павлатовой, в котором остроумно обыгрываются коммуникационные стереотипы. Здесь Павлатова использует прием, характерный для ее ранних работ - визуальная "материализация" общения и эмоций, которые возникают в процессе. Вот как это выглядит:





В первом, "бергмановском" мультфильме "Этюд из альбома" (1987) мы видим похожий прием. Муж пытается навязать супруге свою точку зрения (буква "А"), жена же деликатно продавливает свою позицию (буква "Б"). В результате, конфликт плавно перетекает в семейную идиллию. Павлатова говорит нам: несмотря на то, что брак - это конфликт интересов и борьба взглядов, всегда можно найти компромисс и достичь семейной гармонии.





В "Кроссворде" (1989) впервые у Павлатовой прямо говорится о сексуальных отношениях между супругами. Проблемы в коммуникации приводят к проблемам в интимной сфере. Или наоборот? Так или иначе, всё взаимосвязано. Кроссворд - хорошая двойная метафора: это запутанность слов, мыслей, эмоций, а также иллюзорность любви, которая существует лишь "на бумаге", как слово, вписанное в кроссворд. Как видно, оптимизм "Этюда" куда-то исчез.





"Повтор" (1995) - одна из ключевых работ Павлатовой, она даже входит в список "100 лучших анимационных лент века". Зацикленность человека на стереотипах из-за страха или нежелания расширить свое сознание (вспоминается психологическое выражение "застрять в гештальте") ведет к повторяемости одних и тех же ситуаций в общении с противоположным полом. Это один из главных мотивов в мультфильмах Павлатовой. Внесите спонтанность в свою жизнь, разорвите привычный круговорот жизни - тут же начнутся перемены к лучшему, раскроется ресурс любви. Конечно, я коряво выражаюсь с точки зрения психологии, лучше посмотрите мультфильм "Повтор" - он как раз об этом. К теме повторов Михаэла вернется в 2015 году в короткой зарисовке "Сердца".



В 1998 году Михаэла Павлатова и режиссер-документалист Павел Коутецки представили фильм "Отныне и во веки веков", в котором сочетаются документальные съемки и анимационные эпизоды, выполненные в разных стилях. В нескольких эпизодах Павлатова изображает негативные стороны семейной жизни: эмоциональную незрелость, отсутствие самоуважения, нехватку страсти, внутреннее одиночество и т.д. Уж не разочаровалась ли Михаэла в институте брака?



Такой вывод вроде бы подтверждает "черный" минутный мультик "Семья Маллрой" (2001), в котором семейную идиллию буквально переезжает поезд.



Можно обратить внимание, что персонажи в очках ведут себя как слепые котята, что, возможно, символизирует традиционную семью как путь к эмоциональной слепоте и вообще как жизненный тупик. Интересно было бы провести параллели с семейной жизнью самой Павлатовой, но никакой информации по этому поводу мне найти не удалось.

Следующие фильмы Михаэлы Павлатовой полны угара и эротического хулиганства, от семейной темы там ничего не осталось. "Карнавал животных" (2006) - гимн сексуальной раскрепощенности, работа достаточно смелая, на грани пошлости. Кому-то покажется, что даже за гранью. Мне кажется, мультфильму не хватает эстетичности, смотреть его немного неприятно.



Эротическим фантазиям посвящен и "Трамвай" (2012). Здесь много сцен во фрейдистском духе. Радует, что заканчивает свою последнюю на данный момент работу Михаэла Павлатова не эротическим буйством, а спокойным романтическим чувством. Михаэла верит в любовь, но в чистом виде проявляется она в нашей жизни очень редко.



ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments