altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Джон Халас. За независимую анимацию!

Мастера короткометражной анимации, выпуск №70

Если в мире анимации есть политика, то Янош (Джон) Халас в ней является одной из важнейших фигур 20 века. В отличие от политики обычной, мультипликационная "политика" ставит перед собой в основном благие цели без каких-либо подвохов и исповедует такие благородные ценности, как развитие культуры, служение человечеству и т.д. С другой стороны, есть в этой "политике" и свои противостояния и конфликты. В середине 20 века было противостояние американской мультипликационной системы и европейских аниматоров, которым традиционная диснеевская анимация казалась исчерпавшей себя. Джон Халас был одним из лидеров условного движения против диснеевщины и одним из разработчиков новой изобразительной стилистики, соответствующей "эмоциональным и интеллектуальным требованиям современной аудитории". Вот такая немного пафосная лексика прослеживается в его публицистических статьях 60-70-х годов. Когда этот деятель рассказывает про мультипликацию как самостоятельный вид искусства, между строк так и читается: вперед, за независимую анимацию!



Джон Халас действительно многое сделал для развитие европейской анимации в послевоенное время. Родился в Венгрии, изучал изобразительные искусства в Будапеште и Париже, начал заниматься анимацией на родине, в предвоенное время переехал в Великобританию. В Англии молодой аниматор нашел жену - Джой Батчелор, с которой создал студию Halas and Batchelor в 1940 году. В первое время они изготавливали короткие пропагандистские мультики для Министерства информации. После войны студия разрослась, с тех пор там создано более 2000 фильмов, среди которых - первые в Британии полнометражные мультфильмы, а также мультсериалы, образовательные и документальные фильмы. Джону Халасу и Джой Батчелор удалось создать крупнейшую анимационную студию в Британии, на которой работали как местные таланты, так и мастера из стран Восточной Европы (и не только). Таким образом, Халас объединил традиции восточноевропейской и западноевропейской анимации - не только с организационной точки зрения, но и стилистической.

Основная часть продукции студии - популярная детская анимация для телевидения. Сегодня британцы старшего поколения наверняка с ностальгией вспоминают сериалы "ДоДо - космический ребенок", "Макс и Мориц" и другие. Отдельно стоит упомянуть полнометражный мультфильм "Звероферма" (1954) по Джорджу Оруэллу - самое известное творение студии Halas and Batchelor.


1959 - DoDo The Kid From Outer Space

Джон Халас выступал не только в качестве продюссера. Как режиссер он создал очень много мультиков - самостоятельно, совместно с женой Джой Батчелор или другими аниматорами. Многих работ пока что нет в доступе, а из того, что можно найти в интернете, многое уже не представляет интереса. Но кое-что вошло в "золотой фонд" авторской анимации - это несколько мультиков Халаса, которые по художественному уровню заметно выше основных проектов для ТВ. Вот на них и обратим пристальное внимание.

Начнем с пропагандистского мультика "Чарли в Новом городе" (1948). Пропаганда в нем не военная какая-нибудь или политическая, а очень даже благородная. Этот мультик должен понравиться современным урбанистам типа Ильи Варламова, потому что режиссер раскрывает в нем важные моменты о том, как сделать комфортной городскую жизнь. Комфорт - с точки зрения экологии, развлечений, планирования кварталов и т.д. Как сделать промышленный город приятным для проживания - актуальный вопрос для индустриальной Британии.



"Волшебный холст" (1948, The Magic Canvas) - экспериментальная символистская зарисовка о поиске внутренней свободы. Несмотря на то, что мультик сделан в Британии, его можно назвать произведением венгерского искусства. Как мы помним, Джон Халас - сам венгр, кроме того изобразительную концепцию придумал художник-аниматор Петер Фёльдеш, а музыку сочинил Матяш Зибер.





"История кино" (1957) - забавный мультфильм, показывающий историю развития кинематографа, предпосылки для которого, как показывает режиссер, были еще в первобытные времена. Обратите внимание, что мультик вышел в период развития массового телевидения, и в "Истории кино" этому явлению нашлось место.





"Гамильтон" (1961) - мультфильм в джазовом стиле. Главный герой - миниатюрный цирковой слон по имени Гамильтон, обладающий способностью использовать свой хобот как джазовый музыкальный инструмент.



Мультфильмы Джона Халаса конца 50-х - 60-х по стилю похожи на Загребскую школу. Халаса и югославских аниматоров объединяет не только похожий стиль (угловатость персонажей, двухмерность пространства), но и поиски новой идеологии, более продвинутой в сравнении с "диснеевщиной". Правда, югославы в этих поисках достигли большего успеха, тогда как работам Халаса не хватает социальной остроты, сатирической едкости, радикальности. Возможно, это было связано с тем, что Халас чувствовал ответственность за целую студию, или с тем, что он был склонен к компромиссам, потому не имел такой свободы для творческих маневров, как у загребских аниматоров, которые как угодно высмеивали Голливуд. Сатира Халаса, даже если затрагивала злободневные темы, получалась достаточно безобидной. Это касается и двух лучших работ Халаса, о которых дальше пойдет речь.

"Автомания 2000" (1964) - самый известный и лучший мультфильм Халаса, здесь аниматор, используя насыщенный индустриальный и футуристический стили, показывает чрезмерную автомобилизацию населения. Режиссер дает вроде бы мрачные предсказания о том, что миллионы автомобилей заполнят собой всё земное пространство, люди будут проводить всю жизнь прямо в них, а пища будет подаваться сверху через трубки. Через 50 лет эта проблема не теряет актуальности, и если представить современные многочасовые пробки, то предсказание Халаса можно назвать в какой-то степени сбывшимся. Однако у Халаса эта ужасная, по идее, картина выглядит как шутка, безобидная фантазия. Тот случай, когда сатире не хватает остроты.





Та же проблема и с "Вопросом" (1967), в котором Джон Халас затрагивает важнейшую проблему влияния идеологий (религиозных, политических, философских и др) на сознание современного человека и выбирает, на первый взгляд, смелый подход, поочередно "наезжая" на все социальные институты, включая церковь, власть, науку, военный комплекс, банки. Достается даже психоаналитикам и художникам, которые, по мнению аниматора, также засоряют мозги людей всякой ерундой. И ведь правда... Борьба за человеческое сознание давно идет между всеми вышеперечисленными группами. Но опять же - Халас переводит "наезд" на уровень безобидной шутки. А завершает мультфильм и вовсе хэппи-эндом в голливудском романтическом стиле: сильнее всего любовь...



Почти в 70-летнем возрасте Джон Халас создает "Дилемму" (1982) - философский мультфильм с элементами научной фантастики. Фильм о влиянии технологии на дальнейшую историю человечества, которая может получить как позитивный, так и негативный сценарий. Халас предупреждает о ядерной угрозе и рисует мрачные картины из возможного постапокалиптического будущего. Пожалуй, самая серьезная работа Халаса. В мультфильме использована компьютерная графика, которая хоть и выглядит, на наш современный взгляд, примитивно, представляет интерес как ранняя компьютерная анимация.





***
В 1960-80-е Джон Халас активно занимался "политикой", принимая участие в развитии анимации, в ее утверждении как независимого вида искусства. "Анимация - наисовременнейшая форма человеческого самовыражения, соединяющая движение, повествование, звук и пространство". Халас был вторым президентом ASIFA (Международной ассоциации анимационного кино), занимал этот пост с 1979 по 1988 годы. На международном фестивале анимации в Загребе в 1990 году Халас получил награду за жизненные достижения. Венгро-британский аниматор ушел из жизни в 1995 году в возрасте 83 лет.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment