altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Джон Халас. За независимую анимацию!

Мастера короткометражной анимации, выпуск №70

Если в мире анимации есть политика, то Янош (Джон) Халас в ней является одной из важнейших фигур 20 века. В отличие от политики обычной, мультипликационная "политика" ставит перед собой в основном благие цели без каких-либо подвохов и исповедует такие благородные ценности, как развитие культуры, служение человечеству и т.д. С другой стороны, есть в этой "политике" и свои противостояния и конфликты. В середине 20 века было противостояние американской мультипликационной системы и европейских аниматоров, которым традиционная диснеевская анимация казалась исчерпавшей себя. Джон Халас был одним из лидеров условного движения против диснеевщины и одним из разработчиков новой изобразительной стилистики, соответствующей "эмоциональным и интеллектуальным требованиям современной аудитории". Вот такая немного пафосная лексика прослеживается в его публицистических статьях 60-70-х годов. Когда этот деятель рассказывает про мультипликацию как самостоятельный вид искусства, между строк так и читается: вперед, за независимую анимацию!



Джон Халас действительно многое сделал для развитие европейской анимации в послевоенное время. Родился в Венгрии, изучал изобразительные искусства в Будапеште и Париже, начал заниматься анимацией на родине, в предвоенное время переехал в Великобританию. В Англии молодой аниматор нашел жену - Джой Батчелор, с которой создал студию Halas and Batchelor в 1940 году. В первое время они изготавливали короткие пропагандистские мультики для Министерства информации. После войны студия разрослась, с тех пор там создано более 2000 фильмов, среди которых - первые в Британии полнометражные мультфильмы, а также мультсериалы, образовательные и документальные фильмы. Джону Халасу и Джой Батчелор удалось создать крупнейшую анимационную студию в Британии, на которой работали как местные таланты, так и мастера из стран Восточной Европы (и не только). Таким образом, Халас объединил традиции восточноевропейской и западноевропейской анимации - не только с организационной точки зрения, но и стилистической.

Основная часть продукции студии - популярная детская анимация для телевидения. Сегодня британцы старшего поколения наверняка с ностальгией вспоминают сериалы "ДоДо - космический ребенок", "Макс и Мориц" и другие. Отдельно стоит упомянуть полнометражный мультфильм "Звероферма" (1954) по Джорджу Оруэллу - самое известное творение студии Halas and Batchelor.


1959 - DoDo The Kid From Outer Space

Джон Халас выступал не только в качестве продюссера. Как режиссер он создал очень много мультиков - самостоятельно, совместно с женой Джой Батчелор или другими аниматорами. Многих работ пока что нет в доступе, а из того, что можно найти в интернете, многое уже не представляет интереса. Но кое-что вошло в "золотой фонд" авторской анимации - это несколько мультиков Халаса, которые по художественному уровню заметно выше основных проектов для ТВ. Вот на них и обратим пристальное внимание.

Начнем с пропагандистского мультика "Чарли в Новом городе" (1948). Пропаганда в нем не военная какая-нибудь или политическая, а очень даже благородная. Этот мультик должен понравиться современным урбанистам типа Ильи Варламова, потому что режиссер раскрывает в нем важные моменты о том, как сделать комфортной городскую жизнь. Комфорт - с точки зрения экологии, развлечений, планирования кварталов и т.д. Как сделать промышленный город приятным для проживания - актуальный вопрос для индустриальной Британии.



"Волшебный холст" (1948, The Magic Canvas) - экспериментальная символистская зарисовка о поиске внутренней свободы. Несмотря на то, что мультик сделан в Британии, его можно назвать произведением венгерского искусства. Как мы помним, Джон Халас - сам венгр, кроме того изобразительную концепцию придумал художник-аниматор Петер Фёльдеш, а музыку сочинил Матяш Зибер.





"История кино" (1957) - забавный мультфильм, показывающий историю развития кинематографа, предпосылки для которого, как показывает режиссер, были еще в первобытные времена. Обратите внимание, что мультик вышел в период развития массового телевидения, и в "Истории кино" этому явлению нашлось место.





"Гамильтон" (1961) - мультфильм в джазовом стиле. Главный герой - миниатюрный цирковой слон по имени Гамильтон, обладающий способностью использовать свой хобот как джазовый музыкальный инструмент.



Мультфильмы Джона Халаса конца 50-х - 60-х по стилю похожи на Загребскую школу. Халаса и югославских аниматоров объединяет не только похожий стиль (угловатость персонажей, двухмерность пространства), но и поиски новой идеологии, более продвинутой в сравнении с "диснеевщиной". Правда, югославы в этих поисках достигли большего успеха, тогда как работам Халаса не хватает социальной остроты, сатирической едкости, радикальности. Возможно, это было связано с тем, что Халас чувствовал ответственность за целую студию, или с тем, что он был склонен к компромиссам, потому не имел такой свободы для творческих маневров, как у загребских аниматоров, которые как угодно высмеивали Голливуд. Сатира Халаса, даже если затрагивала злободневные темы, получалась достаточно безобидной. Это касается и двух лучших работ Халаса, о которых дальше пойдет речь.

"Автомания 2000" (1964) - самый известный и лучший мультфильм Халаса, здесь аниматор, используя насыщенный индустриальный и футуристический стили, показывает чрезмерную автомобилизацию населения. Режиссер дает вроде бы мрачные предсказания о том, что миллионы автомобилей заполнят собой всё земное пространство, люди будут проводить всю жизнь прямо в них, а пища будет подаваться сверху через трубки. Через 50 лет эта проблема не теряет актуальности, и если представить современные многочасовые пробки, то предсказание Халаса можно назвать в какой-то степени сбывшимся. Однако у Халаса эта ужасная, по идее, картина выглядит как шутка, безобидная фантазия. Тот случай, когда сатире не хватает остроты.





Та же проблема и с "Вопросом" (1967), в котором Джон Халас затрагивает важнейшую проблему влияния идеологий (религиозных, политических, философских и др) на сознание современного человека и выбирает, на первый взгляд, смелый подход, поочередно "наезжая" на все социальные институты, включая церковь, власть, науку, военный комплекс, банки. Достается даже психоаналитикам и художникам, которые, по мнению аниматора, также засоряют мозги людей всякой ерундой. И ведь правда... Борьба за человеческое сознание давно идет между всеми вышеперечисленными группами. Но опять же - Халас переводит "наезд" на уровень безобидной шутки. А завершает мультфильм и вовсе хэппи-эндом в голливудском романтическом стиле: сильнее всего любовь...



Почти в 70-летнем возрасте Джон Халас создает "Дилемму" (1982) - философский мультфильм с элементами научной фантастики. Фильм о влиянии технологии на дальнейшую историю человечества, которая может получить как позитивный, так и негативный сценарий. Халас предупреждает о ядерной угрозе и рисует мрачные картины из возможного постапокалиптического будущего. Пожалуй, самая серьезная работа Халаса. В мультфильме использована компьютерная графика, которая хоть и выглядит, на наш современный взгляд, примитивно, представляет интерес как ранняя компьютерная анимация.





***
В 1960-80-е Джон Халас активно занимался "политикой", принимая участие в развитии анимации, в ее утверждении как независимого вида искусства. "Анимация - наисовременнейшая форма человеческого самовыражения, соединяющая движение, повествование, звук и пространство". Халас был вторым президентом ASIFA (Международной ассоциации анимационного кино), занимал этот пост с 1979 по 1988 годы. На международном фестивале анимации в Загребе в 1990 году Халас получил награду за жизненные достижения. Венгро-британский аниматор ушел из жизни в 1995 году в возрасте 83 лет.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment