altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Райнер Вернер Фассбиндер. Часть 2: десять фильмов о безумии

Безумие - одна из ключевых тем фассбиндеровских фильмов, о которой стоит поговорить отдельно. Изучив биографию режиссера и посмотрев все его фильмы, я для себя выдвинул гипотезу. Как известно, сценарии к большинству своих фильмов Р.В.Ф. придумывал сам, то есть все действующие лица - это олицетворения жизненного опыта автора. Мне кажется, неслучайно, что так часто его герои имеют суицидальные наклонности, сходят с ума, впадают в приступы одержимости, в глубокие депрессии. Возможно, таким образом издеваясь над персонажами, Райнер Вернер избавлялся от собственных страхов, маний, комплексов, коих в нем было предостаточно.

Фассбиндер умер в возрасте 37 лет, но мог уйти из жизни наверняка не один раз еще раньше - по разным причинам. Но убивая в себе бесов посредством кинотворчества, режиссер чуть-чуть продлевал себе жизнь. Вспоминаются строки Владимира Высоцкого: "И дожить не успел, мне допеть не успеть". Работая в невероятном темпе, снимая 2-3 фильма в год, Райнер Вернер как бы подсознательно стремился "допеть" как можно больше "куплетов", чтобы "успеть дожить". Если у Высоцкого более поэтичный образ - "напоить коней", то есть насытить как можно больше людей своим творчеством, то у Фассбиндера всё гораздо злее и жестче - убить как можно больше бесов в себе посредством кинотворчества. Эта десятка фильмов показывает, как изощренно режиссер расправлялся с собственными пороками.

1.Почему рехнулся господин Р.? (1970)
Пациент: Господин Р. (Р., видимо, означает Рааб - такова фамилия актера, а в ранних фильмах Р.В.Ф. имена актеров и их героев совпадали) - таких сейчас называют "офисным работником". Служащий, среднестатистический представитель немецкого среднего класса. Примерный семьянин, жена, сын.
Диагноз: внезапная вспышка агрессии
История болезни: эта агрессия накапливалась в герое с годами рутинной, запрограммированной жизни. Фассбиндер показывает, как система медленно и планомерно убивает в человеке личность, высасывая из него природную человеческую страсть, жажду жизни.
Результат: убийство нескольких человек и самоубийство.
Психотерапевтический эффект для режиссера: Райнер Вернер никогда не жил и не мог жить в гармонии с "системой" - он никогда не был ни примерным семьянином, ни прилежным служащим. Расправившись с Господином Р., режиссер убил в себе конформиста, открыв для себя полную свободу для самореализации.

Почему рехнулся господин Р.jpg

2.Уайти (1971)
Пациенты: 19-й век, Американский Запад, семья Николсонов.
Диагноз: отец - тиран и садист, старший сын - Франк - извращенец, младший - Дэви - слабоумный.
История болезни: эта семейка - словно олицетворение всех человеческих пороков. Даже гримм для актеров сделан так, чтобы вызывать у зрителя к персонажам наибольшее отвращение. Единственный, кто выделяется в этой компании своей силой тела и духа - слуга Уайти, по иронии режиссера - негр и внебрачный сын Николсона.
Результат: все трое пациентов обречены на жестокую смерть, которая и настигает их в лице Уайти. Уайти, по Фассбиндеру, вовсе не преступник в привычном понимании этого слова, а своего рода "санитар леса", избавляющий природу от слабых и несовершенных особей.
Психотерапевтический эффект для режиссера: судя по этому фильму, Фассбиндер просто ненавидел такие качества, как человеческая слабость, низость, пошлость - особенно та пошлость, которую в наше время мы часто видим в т.н. "гламуре". Режиссер однозначно дал понять, что, несмотря на свои некоторые склонности, никогда не опустится до столь низкого - "животного" - уровная, как семья Николсонов.

Уайти.jpg

3.Торговец четырех времен года (1972)
Пациент: Ханс Эпп, вернувшись с войны, создал свой бизнес и добился успеха честным трудом.
Диагноз: глубокое внутреннее одиночество, неудовлетворенная потребность в душевном общении.
История болезни: Ханс Эпп - очередная жертва системы. Это человек благородных качеств, хотя они у него на лице не написаны. Первое впечатление о нем - обычный такой мужичок. В том-то и подвох: за внешностью обывателя кроется человек, остро чувствущий мир, людей и себя. Неудивительно, что он не встречает понимания у самых близких людей - у матери, у жены. По сути, это конфликт индивидуальности и коллективного мировоприятия. Единственная, кто пытается установить с ним эмоциональный контакт - сестра Анна. Очень символично, что ее играет Ханна Шигулла - олицетворение совести во многих фассбиндеровских фильмах, более того - "духовная сестра" самого режиссера.
Результат: смерть от злоупотребления алкоголем, фактически - самоубийство, т.к. Ханс знал о смертельном для себя вреде спиртного.
Психотерапевтический эффект для режиссера: в Хансе Эппе Фассбиндер показал самого себя и свои муки одиночества и непонимания окружающийх. И именно исход жизни Ханса был очень вероятен для самого Райнера Вернера. Но убив себя в фильме, он уберег себя от этого в реальной жизни. На какое-то время.

Продавец Четырех Времен Года.jpg

4.Марта (1974)
Пациенты: Марта, "старая дева", встретившая, как ей казалось, мужчину своей мечты - Хельмута.
Диагноз: Хельмут - хоть и богат, но вовсе не принц - скорее, безумный тиран. Марта - "добровольная жертва", обрекающая себя на унижения от мужа. По сути, мазохизм.
История болезни: у Фассбиндера уже был показан тип "добровольной жертвы" - служанка Марлен в "Петре фон Кант". Если Марлен получает независимость, то Марта, имея возможность построить свою жизнь лучшим образом, предпочитает пассивный подход: пускай будет как будет. Даже ситуация на грани жизни и смерти не способна "промыть мозги" женщине.
Результат: добровольное заточение в "тюрьме" замужества.
Психотерапевтический эффект для режиссера: "Марта" - это расправа режиссера над инфантильным мазохизмом и призыв к зрителю творить свою жизнь - самостоятельно и не под влиянием моральных норм. То есть жить так, как хочет твоя сущность, а не так, "как надо", как требует система. В последнем случае человека ждет нечто хуже, чем смерть - пожизненное заключение в брачных оковах. Здесь видно, насколько всё это было чуждо Райнеру Вернеру.

Марта.jpg

5.Страх перед страхом (1975)
Пациент: Маргот Штаудте, жена и мать, представительница среднего класса.
Диагноз: депрессия от страха сойти с ума.
История болезни: снова мы видим, как рутинный образ жизни сводит человека с ума. Вроде бы, есть всё для счастливой беспечной жизни, но... чего-то не хватает. Но чего именно - непонятно. Маргот пытается найти недостающий компонент своей жизни во внесемейных связях, в странных увлечениях, но безуспешно.
Результат: курс лечения в клинике, регулярное наблюдение психиатра.
Психотерапевтический эффект для режиссера: здесь режиссер не расправляется ни с какими пороками, скорее - закрепляет пройденное: среднестатистическая жизнь среднестатистического немца - путь если не в петлю, то в психушку.

Страх перед страхом.jpg

6.Я хочу только, чтобы вы меня любили (1976)
Пациент: Петер, молодой человек, пытающийся выстроить свою общественную и семейную жизнь.
Диагноз: вспышка агрессии
История болезни: Петер - это более глубокий и трагический вариант Господина Р. С точки зрения психологии, их проблемы одинаковы - это накопившаяся эмоциональная неудовлетворенность, только у Петера она роковым образом усугубляется чисто бытовыми трудностями. Нескончаемые заботы о материальном достатке (деньги требуются то здесь, то там) буквально сводят его с ума на один короткий момент.
Результат: убийство, тюрьма.
Психотерапевтический эффект для режиссера: возможно, Райнер Вернер и сам когда-то переживал трудности материального и бытового характера. Возможно, сам в молодости про себя мечтал прикончить какого-нибудь богача и прибрать себе его состояние. Что-то типа синдрома Родиона Раскольникова. Понятно, что в порыве отчаяние люди могут вообразить себе всё, что угодно. Но Фассбиндер показывает, что, будучи в отчаянии, человек может не только вообразить, но и совершить поступок. И где эта грань между эмоциональным порывом и действием? Сколько раз режиссеру, с очень импульсивным характером, удавалось не перешагнуть эту грань? При том, что как будто сама реальность подталкивает тебя к страшному...

Я хочу только, чтобы вы меня любили.jpg

7.Сатанинское отродье (1976)
Пациент: писатель Вальтер Кранц
Диагноз: раздвоение личности и мания величия
История болезни: Вальтер - писатель-графоман, судя по всему, бездарный, но имеющий своих поклонников благодаря безумным поступкам. Не добившись широкого признания, он идет другим путем - пытается чуть ли не насильно навязать свое творчество разным людям. Более того, отождествляет себя со Штефаном Георге - реально существовавшем немецком поэте на рубеже 19-20 веков. Тот тоже был склонен к эпатажности и к мании величия. Действительно, вот уж оба - сатанинские отродья.
Результат: литературный успех
Психотерапевтический эффект для режиссера: "Сатанинское отродье" - это абсурдная комедия о том, до чего может довести человека жажда славы и власти. У Фассбиндера и Кранца общее то, что оба - художники, оба - взрывные, причем, способные найти себе таких же сумасшедших почитателей в любом месте и в любое время. Но Райнер Вернер не может себе позволить скатиться до уровня попсово-эпатажного художника, любящего деньги и власть больше, чем некие высокие идеалы. Важно, что режиссер не убивает Кранца и не доводит его до психушки, наоборот, по сюжету, он имеет успех. Тем самым автор словно показывает, насколько плох вкус у публики. Интересно, что в тени Вальтера остается еще один псих - слабоумный Эрнст Кранц (нижний скриншот), то ли брат, то ли племянник главного героя. Этот в классическом понимании психически больной человек кажется даже немного нормальнее своего родственника. Здесь можно увидеть злой намек режиссера: лучше быть клиническим кретином, чем имеющим успех графоманом.

Сатанинское отродье.jpg

8.В год тринадцати лун (1978)
Пациент: Эльвира (Эрвин), транссексуал
Диагноз: депрессия вследствие отчужденности от мира и самого себя
История болезни: в лице Эльвиры Фассбиндер трансформирует тип "жертвы системы" в тип "жертва самого себя". Где-то с середины 70-х Райнер Вернер отказывается от злой социальной сатиры и критики устоев. Это пройденный этап. Теперь режиссер пытается заглянуть глубже и показать, как происходит саморазрушение человека без чьего-либо воздействия со стороны. Причина глубокого внутреннего конфликта героя якобы в том, что на дворе особенный мистический 1978 год, и трагический исход как будто предопределен судьбой.
Результат: смерть - возможно самоубийство. А скорее всего - просто смерть, ни от чего.
Психотерапевтический эффект для режиссера: психолог увидит в мироотношении Эрвина-Эльвиры глубокую обиду на мир, который якобы не принимает ее/его истинную сущность. Однако мы видим, что близкие люди, наоборот, оказывают поддержку и заботу. В какой-то степени такой противоречивой личностью был сам Фассбиндер, и Эрвин - его двойник, отражающий, возможно, один из самых главных комплексов своего автора - глубокое ощущение отчужденности от мира людей. Это был тот период, когда прошли злоба и агрессия, кулаки расжались и хулиганистая усмешка сошла с лица. Появилось новое ощущение - бессильного отчаяния, когда и плакать хочется, и не плачется... В общем, посмотрите на Фассбиндера в киноальманахе "Германия осенью", снятого в том же году.

В год тринадцати лун.jpg

9.Отчаяние (1978)
Пациент: Герман, русский эмигрант в Берлине, предприниматель
Диагноз: раздвоение личности, потеря самоидентификации
История болезни: на этот раз главный герой - "жертва эпохи". Объективных причин для его безумия мы не видим, разве что - желание обогатиться любыми способами. Но на причину болезни это желание не тянет. "Отчаяние" - история не столько об одном человеке, сколько об эпохе западного мира 30-х годов, его атмосфере и маниакальных идеях, витавших в воздухе.
Результат: убийство, арест.
Психотерапевтический эффект для режиссера: "Отчаяние" - единственный из этой десятки фильмов, в написании сценария которого не участвовал Фассбиндер, потому главный герой, вероятно, не имеет ничего общего с характером режиссера. Здесь важно другое: Райнера Вернера притягивала та междувоенная эпоха со своим специфическим мироощущением, когда люди словно сходили с ума от мирной жизни и непривычного морального спокойствия. Возможно, именно в тех давних историях Райнер Вернер Фассбиндер находил ответы на свои внутренние и скрытые от нас, зрителей, вопросы...

Отчаяние.jpg

10.Тоска Вероники Фосс (1982)
Пациент: киноактриса Вероника Фосс
Диагноз: шизофрения
История болезни: Вероника, как и Герман, - "жертва эпохи" тех же 30-х годов. Но безумие женщины оказывается более патологичным: потеря связи с реальным миром чувствуется в ее взгляде, в жестах, манерах, что не мешает ей вести себя адекватно. Но ясно одно: ее личность безвозвратно разрушена - под воздействием наркотических препаратов. И если предыдущие фассбиндеровские "безумцы" имели хотя бы теоретический шанс на нормальную жизнь, то в случае с Вероникой очевидна абсолютная безнадега. Разные мудрецы говорят, что любовь способна преобразить человека, но Фассбиндер, видимо, в это не верит.
Психотерапевтический эффект для режиссера: критики проводят прямую вязь между образом Вероники Фосс и режиссером, который умер в том же 82-м году при похожих обстоятельствах, что и героиня. Тогда получается, что данный фильм - последняя попытка Райнера Вернера зафиксировать свое психологическое состояние, но уже без надежды на лучший исход. Что чувствовал режиссер, придумывая образ этой женщины, красивой и живой внешне, но мертвой внутренне, и воплощая его в кино, можно только предполагать...

Тоска Вероники Фосс.jpg
Tags: Р.В.Фассбиндер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments