altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Валерий Угаров. Говорящая фамилия

Мастера короткометражной анимации, выпуск №69

Валерий Михайлович Угаров - один из главных визионеров советской мультипликации, создатель культовых мультфильмов, которые вы найдете в любом списке типа "самые безумные советские мультики" или "лучшие психоделические мультики". Эти угарные мультфильмы абсолютно соответствуют фамилии своего создателя. Если взглянуть в его биографию, то мы увидим, что в творческой деятельности его окружали такие же яркие мастера визуального буйства: великий мульт-сюрреалист Андрей Хржановский заметил талант молодого художника Угарова и пригласил его в свою команду, затем, когда Угаров сам стал режиссером, было многолетнее сотрудничество с Анатолием Петровым, главным визуальным экспериментатором на "Союзмульфильме". Валерий Угаров был среди основателей альманаха "Веселая карусель", в котором начинающие режиссеры анимации обкатывали необычные техники и пробовали смелые изобразительные решения.



Путь к самостоятельной режиссерской карьере у Валерия Угарова был достаточно предсказуемым. Художнику, родившемуся в Москве, не потребовалось никуда переезжать ради осуществления мечты. Угаров закончил художественное училище, потом Архитектурный институт, в 1961 году окончил курсы на "Союзмультфильме", несколько лет работал мультипликатором, художником-постановщиком. И вот в 1969 году появляется "Веселая карусель", известная заставка для которой была сделана именно Угаровым. Полноценный режиссерский дебют состоялся чуть позже, в 1971 году, для третьего выпуска "Карусели". Угаров делал сюжеты еще для трех выпусков. Давайте посмотрим на эти интересные работы.

"Разгром" (1971) - немного хулиганский мультик, по короткому стихотворению Эдуарда Успенского. Если помните, это там, где "был на квартиру налет", "к нам заходил бегемот". Какой же бардак устроили мальчики - герои стиха - читатель мог только воспроизвести в своем воображении. Воображение Угарова сработало достаточно экстремально: показанный им разгром в квартире вызывает и смех, и ужас!



Как отмечает Сергей Капков в книге "Наши мультфильмы", "тема беспорядка, весёлого разгрома, озорства, непоседливости возникает и в следующих его «карусельных» сюжетах". Я бы сформулировал иначе: сохраняется свобода воображения, а основным мотивом детских мультиков Угарова становится гиперактивность - как признак детской жажды познания мира. Герои угаровских мультиков - ребята школьного возраста, у которых происходит внутренняя борьба: с одной стороны, неуемная энергия подталкивает их к хулиганским поступкам, с другой стороны, социум требует от них "правильного" поведения. В итоге герои выбирают "золотую середину", направляя свою гиперактивность в сторону познания мира и развития творческих способностей. Даже если брать "каруселевские" сюжеты, в которых действуют животные ("Про чудака лягушонка", "Бабочка и тигр"), то их можно рассматривать как игру детского воображения, которое, с точки зрения психиатрии, покажется немного нездоровым. Оба мультика демонстрируют безумные метаморфозы: лягушонок превращается в корову и обратно, а полосатый матрас в зоопарке "превращается" в тигра. И какая же здесь может быть мораль? Никакой. Только свобода воображения.





Начиная с "Лягушонка" формируется фирменный стиль Угарова под влиянием психоделического и сюрреалистического искусства. Этот стиль продержится до середины 80-х. Можно сказать, 1970-е - это "золотой век" Валерия Угарова. В 1973-м появился психоделический сюжет для "Веселой карусели" - "Не про тебя ли этот фильм?", про девочку, которая с большим трудом справляется со своей гиперактивностью.



Морализаторский сборник сатирических эпизодов "Проделкин в школе" (1974), созданный совместно с Анатолием Петровым и Геннадием Сокольским, можно было бы пропустить (настолько далека от угаровских идей тема перевоспитания ребенка под идеологические стандарты), если бы не главный герой Проделкин, являющийся прообразом школьника Лейкина в мини-сериале "На задней парте". Я не знаю, кто отвечал за создание образа Проделкина, но он выглядит явно чужеродно на фоне морализаторского сюжета.



"На задней парте" (1978 - 1985) состоит из четырех 10-минутных эпизодов. Первые два - шедевры, последние, к сожалению, слабее и нарисованы как-то небрежно. Своим циклом Валерий Угаров мотивировал (без всякого нудного морализаторства и идеологических устрашений) советских школьников учиться хорошо и активно познавать мир. "На задней парте" - это прорыв в анимации научно-познавательного направления! Сложные (для школьного уровня) научные концепции подаются увлекательно, с озорством и визуальной смелостью. Здесь Угаров соединяет стиль комикса и сюрреализм с элементами психоделии. Визуальный стиль получился очень насыщенный, местами взрывной и немного эпатажный. По мультику даже была выпущена книга с комиксами.







Особенно меня удивило использование грубоватого просторечного выражения "нафига", которое я с трудом могу представить в советскому мультфильме. Однако вот оно:



В 1976 году выходит, пожалуй, главный психоделический шедевр советской мультипликации - "Шкатулка с секретом". Здесь очевидно влияние аниматора Джорджа Даннинга и его "Желтой подводной лодки" (1968).


1968 - Желтая подводная лодка



Тему детской жажды познания Угаров реализует в безумной форме, выходя практически на уровень измененного состояния сознания. Ребенок засыпает и видит сон о том, что происходит внутри загадочной шкатулки. Очень интересно узнать, какие препараты надо применять, чтобы видеть ТАКИЕ сны!



"Шкатулка с секретом" - это еще и анимационный рок-мюзикл. Насколько яркие здесь визуальные образы, настолько продвинутые здесь песни и музыка.



Следующим шедевром Угарова стал "Халиф-Аист" (1981) по сказке В.Гауфа. Еще одна безумная визуальная смесь - образы из классической восточной сказки и современный сюрреализм. В некоторых сценах в памяти всплывает что-то из Сальвадора Дали.





В перестроечные годы стиль Угарова становится более мрачным, депрессивным - обычное дело для той эпохи. Мультфильмы Угарова этого периода уже нельзя назвать детскими. "Сапожник и русалка" (1989) - типичный "мультфильм для взрослых", с отталкивающим шизофреническим стилем и элементами эротики.





"В поисках Олуэн" - сказочный мультфильм, созданный совместно с Великобританией, выполнен ближе к традиционной рисованной анимации в средневековых кельтских декорациях.



В сложные постперестроечные годы Валерию Угарову удалось продолжить режиссерскую карьеру, аниматор оказался востребованным в различных международных проектах: сборник мультипликационных экранизаций классических опер "Operavox" (эпизод "Волшебная флейта"), проект "Сказки народов мира" (м/ф "Волшебная кисточка", по китайской сказке), сборник "Кентерберийские рассказы" (эпизод "Рассказ купца") и другие. Несмотря на то, что все работы Угарова в 90-е высокого художественного и технического качества, фирменного "угарного" мы, к сожалению, больше не увидим - за исключением "Волшебной флейты" (по опере Моцарта), в которой переплетаются фольклорные и сюрреалистические образы. Как отмечает исследователь анимации Георгий Бородин, в этот период "существенную роль играли творческие рамки, поставленные британскими партнёрами".


1995 - Волшебная флейта


1997 - Волшебная кисточка

Валерий Угаров продолжает работать и в 2000-е. Полнометражный м/ф "Бабка Ёжка и другие", по стилю хоть и близок к угаровскому в "золотой век", всё же получился неудачным. На этом история заканчивается. В 2007 году, как сообщили информационные агентства, "от остановки сердца скончался известный режиссер-мультипликатор, Заслуженный деятель искусств России Валерий Михайлович Угаров".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments