altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Райнер Вернер Фассбиндер. Часть 1: "золотой фонд"

Р.В.Фассбиндер - один из самых выдающихся режиссеров немецкого и европейского кино 20-го века. Творцом он был плодовитым - его наследие составляет по меньшей мере 40 полнометражных работ, включая телевизионные версии театральных постановок, несколько мини-сериалов и 14-серийный "Берлин, Александерплатц" (каждая серия - по объему как отдельный фильм). И всё это за 13 лет творчества! Чтобы освоить такой архив, требуются пара месяцев и истинно киноманская выдержка.

Райнер Вернер Фассбиндер.jpg

Конечно, ознакомиться с фассбиндеровским кино можно в более упрощенной форме, выбрав, например, самые лучшие и известные его работы - тот самый "золоой фонд" Фассбиндера, который я составил на основе статистики с сайтов Кинопоиск, РуТрекер, IMDB. Предлагаемая ТОП-10 - это десятка шеведров авторского кино, классика, мимо которой невозможно пройти, изучая творчество Фассбиндера. Эти 10 работ в полной мере отражают особенности творчества немецкого режиссера, его методы и основные мотивы.

10."Катцельмахер" (1969)
Статистика показывает, что наиболее известны и любимы у Р.В.Ф. его последние ленты, однако ТОП-10 открывает одна из его ранних работ - пожалуй, лучший образец минимализма в кино Фассбиндера. Минималистичный стиль перекочевал в кино из его "Антитеатра" - это театральная труппа, основанная режиссером в конце 60-х в Мюнхене. Ее стилистика была необычна: минимум декораций, костюмов, предметов, минимум действия и сюжета. В дальнейшем многие актеры Антитеатра снимались со своим режиссером в его фильмах...
Так что "Катцельмахер" - это Антитеатр на кинопленке. Неопытному зрителю смотреть такое сложно: примерно так же любитель батальной живописи будет смотреть на причудливые работы кубофутуристов. К такой киностилистике необходимо привыкнуть, и тогда перед вами раскроется замысел автора, достаточно смелый для того времени: остросоциальный и наполненный злой иронией. Фассбиндер показывает общество молодых людей, существующих словно в болоте, бездельников, не желающих ничего менять в жизни. Своего рода "антипассионарии". Любое вмешательство в привычный уклад (появление гастарбайтера из Греции) вызывает у них агрессию. Но и сами молодые люди - заложники общественных устоев, с которыми сам Фассбиндер воевал всю жизнь.
Фассбиндеровский минимализм - это только начало, разведка перед масштабным наступлением. "Катцельмахер" - это злая усмешка хулигана, который держит в руках биту и вот-вот кого-то ею долбанет.

Катцельмахер.jpg

9."Китайская рулетка" (1976)
Поклонников Жан-Люка Годара здесь ждет двойной сюрприз - в лице актрис Анны Карины и Маши Мериль. В "Китайской рулетке" женщины играют главную роль - как и в 2/3 всех фильмов Р.В.Ф. Женщины у Фассбиндера - взрывная смесь материнства и продажности, милосердия о коварства. "Женская" тема у Фассбиндера - пожалуй, основная. Женщина - это, что его больше всего интересовало, творчески возбуждало, возмущало. "Китайская рулетка" - это изощренное издевательство (это Р.В.Ф. умеет!) над женскими пороками, причем, разоблачением занимается маленькая девочка, ребенок-инвалид.
Кстати, "китайская рулетка" - веселая, оказывается игра. Можно играть в компании друзей, правда, будьте готовы к тому, что узнаете много нового про себя...

Китайская рулетка.jpg

8."Лола" (1981)
К 80-м годам Фассбиндер подошел в статусе признанного европейского классика. Ему предоставлялась возможность заниматься высокобюджетными проектами на исторические темы. Начиная с "Отчаяния", режиссер выдает серию фильмов, которые можно назвать изящными, даже шикарными. В них чувствуется выдержка режиссерского стиля, подобно выдержке хорошего вина. "Лола" - именно шикарное полотно, украшенное разноцветными бриллиантами.
В "Лоле" Фассбиндер экспериментирует со светом и освещением. Объекты в кадре блестят так, что действительно напоминают алмазы-рубины. Главная деталь - это освещение героев, подчеркивающее их эмоциональное состояние, их мужественность или женственность. Обратите внимание, мужской персонаж подсвечивается синим цветом, а главная героиня - красным (см. скриншот) Возможный недостаток здесь том, что такое цветовое великолепие затмевает собственно историю, сюжет - а он достаточно банальный: высокопоставленный чиновник увлекается певицей, далее начинаются шуры-муры... "Лола" - тоже фильм о женской натуре, противоречивой и непредсказуемой. Но проблематика здесь раскрывается уже не так остро, словно режиссер сознательно отстранил себя от действия.

Лола.jpg

7."Берлин, Александерплац" (1980)
Любой зритель, чтобы стать настоящим киноманом, должен периодически проходить через разные зрительские испытания. Кто-то решает посмотреть за ночь всю эпопею "Звездных войн", другой каждый день в течение месяца крутит свой любимый "Форрест Гамп". Но есть среди кинолюбителей особое испытание - посмотеть "Берлин, Александерплац" в один заход, без перерыва. За сутки можно управиться. У меня просмотр занял две недели и впечатления были такие, будто я посмотрел лучший сериал за всю историю кино. Это как прочитать "Войну и мир" залпом - один из лучших в мире романов. Представления о кино в целом действительно изменяются, отныне взгляд на тот или иной фильм становится более осмысленным, полновесным.
"Берлин, Александерплац" по своему характеру - эпос, то есть повествование о жизни одного человека по имени Франц где-то на границе 20-30 годов. Безработица, пьянство, криминал, сложные отношения с женщинами... На примере вроде бы обычного гражданина разворачивается история немецкого общества. Фассбиндеру приходится работать быстро, потому он спокойно и методично переносит на экран роман Альфреда Деблина, не позволяя себе экспериментов. Волю фантазии режиссер дал в последней серии - ее не назовешь иначе, как "шиза". В состоянии бреда в сознании героя хаотично прокручивается вся история романа под современную музыку, в частности, под композиции Kraftwerk. Без этого приема сериал был бы неполный, чересчур академичный, а так Фассбиндер подводит некий "психиатрический" итог всей Германии. Да, Райнер Вернер замахнулся на многое, но с задачей справился!

Берлин, Александерплац.jpg

6."Керель" (1982)
На мой взгляд, далеко не самый лучший фильм Р.В.Ф., но широко известный, как я подозреваю, благодаря своей гей-тематике. Ссылку на "Керель" можно обнаружить, наверное, на любом специализированном форуме в разделе "кино про геев". "Керель" явно выбивается из той стилистики, которую избрал для себя режиссер на рубеже 70-80-х, потому трудно предположить, что побудило его экранизировать скандальный роман Жана Жене. В 1982 году Фассбиндер уйдет из жизни (до премьеры своего последнего фильма), факты его биографии в последние годы могут шокировать, и можно только догадываться, в каком состоянии он находился, снимая "Керель"... Здесь можно увидеть признаки разрушающейся личности автора, и дело не в тематике (гомосексуалисты в его фильмах появлялись и раньше), а в какой-то беспомощности или бессилии, как будто фассбиндеровский нонкомформизм, успешно подрывавший устаревшие стереотипы общества, наконец угас. Точне сказать - прогорел.

Керель.jpg

5."Лили Марлен" (1981)
Одно из главных исторических творений Фассбиндера, история певицы и ее песни, неожиданно ставшей национальным хитом и в период Второй Мировой войны вдохновлявшей солдат на сражения. Еще одна "шикарная" лента, выдающаяся во всех отношениях: актерская игра, операторская работа, декорации и пр.

Лили Марлен.jpg

4."Тоска Вероники Фосс" (1982)
Многие зрители обвиняют Фассбиндера в том, что он снимает неинтересные, занудные и малопонятные фильмы. Отчасти, это справедливо: к стилю Фассбиндера надо привыкнуть, и тогда каждая из его работ без исключения способна вас зацепить и захватить. "Веронике Фосс" в этом плане легче: это сам по себе очень интересный фильм. Удивительно: через какое-то время после просмотра этот фильм вспоминается у меня в цвете. Хотя он черно-белый! Что-то подобное было у Хичкока в "Психо", где зрители якобы видели в черно-белой сцене убийства красную кровь. Это говорит о том, что тот и другой и режиссер - мастера в работе со светом и освещением. И если "Лола" - это шедевр в цвете, то "Тоска" - это как прозрачный алмаз - он хоть и не цветной, но язык не повернется сказать про бриллиант, что он "черно-белый"!
"Тоска Вероники Фосс" - это история любви и безумия, с детективной линией. Очевидно, что создатели брали за образец стиль нуар. Этот стиль сам по себе достаточно пластичный, варьируемый по сюжетам. У Фассбиндера он превращается в изысканную психологическую драму о любви, невозможной без загадки.

Тоска Вероники Фосс.jpg

3."Страх съесть душа" (1974)
Название намеренно исковеркано, потому что именно так произносит фразу "страх съедает душу" главный герой - гастарбайтер из Северной Африки. Здесь я уже писал об этом фильме:
"В этом фильме, казалось бы, всё понятно: Фассбиндер показывает невероятную историю любви пожилой немецкой женщины и отсносительно молодого марроканца. На пути к полному утверждению своей любви друг к другу эта парочка проходит через все положенные испытания: общественное осуждение, ревность, временное расставание и борьба с болезнью у главного героя. В конце - хэппи-энд: влюбленные снова вместе, с устойчивым положением в обществе и материальным достатком. Сила духа и способность любить оказываются сильнее социальных предрассудков. Вот и весь смысл. Учитывая критическое отношение немецкого режиссера к определенным чертам характера своей нации, которые в свое время обусловили принятие и развития фашизма, мы можем также предположить, что Райнер Вернер наверняка заложил в своей фильм и антифашистский, антитоталитарный подтекст. Но здесь мы пойдем по неверному пути.
Вряд ли такой крайне неординарный режиссер, как Фассбндер, стал бы снимать чисто социальную драму, с разоблачением национальных предрассудков. Тут все интереснее. РВФ вовсе не высмеивает общественные нормы и тем более не возвышает высокие душевные устремления отдельных людей, не вписывающихся в систему. Это всё ему мало того, что неинтересно, но и чуждо как режиссеру. Только подумайте: Фассбиндер и хэппи-энд - разве совместимые понятия? Надо плохо знать этого режиссера, чтобы наивно полагать, будто он показывает счастливую историю любви.
В то же время Фассбиндер не критикует и не обличает. Здесь больше, а именно - изощренное издевательство, с злобно-саркастической улыбкой на лице. Показывая нам эту историю, Фассбиндер однозначно имеет в виду: это невозможно и никогда не будет возможным. Воображать мы может все, что угодно, и бороться мы можем за любые идеалы. В любом случае - это никогда не будет возможным. Это своего рода утопия. Крайне пессимистичный и хитрый фильм Фассбиндера. Сам режиссер сыграл в фильме роль, которая и иллюстрирует данную позицию".

Страх съедает душу.jpg

2."Горькие слезы Петры фон Кант" (1972)
Казалось бы, этот фильм должен был появиться в конце 70-х: между "Марией Браун" и "Лили Марлен". Настолько хорошо Петра фон Кант укладывается в галерею ярких и своенравных женских образов в фильмах Р.В.Ф. Здесь также на высоте все технические аспекты создания фильма, особенно декорации - они продуманы до мелочей. Сценарии написан самим Р.В.Ф. - это важно отметить.
Петра фон Кант - известный модельер, избалованная успешная женщина, купающаяся в роскоши и имеющая прислугу - женщину по имени Марлен. Она покорно, не произнося ни единого звука, выполняет все прихоти госпожи и даже рисует за нее эскихы костюмов. В такой ситуации Петра предстает перед нами пресыщенным жизнью человеком, не знающим, чем бы ему еще развлечься. И тут появляется молодая девушка-модель Катрин...
"Горькие слезы" можно отнести к фильмах не лесбо-тематику, но я бы не спешил это делать... Отношения между Петрой и Катрин выглядят очень странно: что-то здесь не то! Показать только любовь между женщинами в условиях декаданса, падения нравов - слишком мелкий замысел для Фассбиндера. Еще большую путаницу вносит объявление в начале, что данный фильм посвящен той, чье имя Марлен. Да, Марлен постоянно, но незаметно участвует в действии где-то на заднем плане. Ее образ рабыни резко разрушается в конце, превращаясь в образ знающей себе цену красивой женщины. Петра, между прочим, тоже преображается, внезапно, после долгой истерики, осознав, "как всё запущено". Вот такая странная история.
В "Горьких слезах" Фассбиндер экспериментирует с психотипами и, видимо, вовсе не пытается разрешать какие-то моральные дилеммы. Возможно, образ Петры Фассбиндер написал с самого себя, желая разделаться с какими-то своими комплексами. Учитывая, что актриса Маргит Карстенсен внешне чем-то похожа на худого мужчину, а роль Катрин играет Ханна Шигулла - главная муза Райнера Вернера, то биографичность истории выглядит вполне достоверно.

Горькие слёзы Петры фон Кант.jpg

1."Замужество Марии Браун" (1979)
На первом месте оказался фильм-бенефис Ханны Шигуллы - главной фассбиндеровской актрисы. Героини Шигуллы - это ключевые женские образы в фильмах Р.В.Ф., потому что самые неповторимые и противоречивые. Мария Браун здесь олицетворяет всю Германию: для Фассбиндера его родная страна представала в образе женщины, как для нас - "Родина-мать", и поведение женщины-Германии на мировой арене вызывало у режиссера, мягко говоря, критику. Такая самобытная страна после войны вынуждена была "продаться" западным системам ради экономического процветания. Именно то же самое происходит и с главной героиней фильма: узнав о смерти мужа на войне, она отдается американскому солдату (к тому же, афроамериканцу). Муж-же оказывается жив-здоров, возвращается домой и видит там такое... Вся история Марии Браун символична и легко проецируется на послевоенную историю страны. Нет, Фассбиндер вовсе не осуждает свою героиню, он скорее с тоской наблюдает ее нравственное падение. Однако в конце проявляется бескомпрмиссный характер режиссера, и он жесткого расправляется с бедной женщиной.

Замужество Марии Браун.jpg

Tags: Р.В.Фассбиндер
Subscribe

Posts from This Journal “Р.В.Фассбиндер” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments