altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Дон Херцфельдт. Вселенские угрозы для хрупких человечков

Мастера короткометражной анимации, выпуск №68

Поразительный творческий путь прошел этот американский аниматор - от минималистичных провокационных зарисовок до сложных философских мульт-трактатов - придерживаясь всегда одного и того же стиля изображения персонажей. Этот простейший принцип известен нам по поговорке "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Усложняются технические приемы, больше деталей и красок приобретают фон и декорации, кроме того в последние годы Херцфельдт использует компьютерную графику - при всё этом прежними остаются обитатели его мульт-вселенной - забавные, хрупкие человечки, не выдерживающие ударов бытия, из-за чего комичные, на первый взгляд, работы Херцфельдта превращаются даже не в трагикомичные, а в по истине трагические произведения. Беззащитность человечков (с которыми мы, конечно же, ассоциируем самих себя) перед угрожающей вселенской силой - вот основной мотив анимации Херцфельдт, во время просмотра которой безудержный смех внезапно сменяется горькими рыданиями...



Королем независимой анимации в США называют Билла Плимптона, но сейчас у него есть серьезный конкурент в борьбе за этот статус. Дон Херцфельдт, многократный участник знаменитого фестиваля независимого кино Санденс, давно уже очень влиятельная фигура в американской инди-культуре, тогда как у нас он ассоциируется чаще всего с ранними экспрессивными мультиками, наполненными под завязку насилием, кровью, кишками и пр. Многие из них вы могли видеть на канале MTV в конце 90-х - начале 2000-х - например, про кролика, над которым аниматор вдоволь поиздевался. А в конце была финальная издевка: "Ни одного кролика во время съемок не пострадало".


1996 - Жанр

Снимать мультики Дон начал с 15 лет, используя VHS-камеру. Аниматор-самоучка Дон Херцфельдт сумел найти каналы для распространения своих ранних работ, созданных до и во время обучения в Калифорнийском университете (г. Санта-Барбара). Аниматорская карьера Херцфельдта сразу пошла в верном направлении и со временем авторитет независимого аниматора укрепляется всё сильнее. Но вернемся к ранним работам. Здесь ключевое место занимает сборник "Отвергнутое" (2000). Режиссер придумал легенду для этих мультфильмов - это якобы рекламные ролики, сделанные по заказу нескольких корпораций, но отвергнутые ими по понятным причинам (обилие насилия, неприятных сцен, провокационность). На самом деле, Херцфельдт никогда не снимал рекламные ролики и вообще не выполнял чьи-либо заказы.



Чуть раньше был еще мультик "Шарик Билли" (1998), подчеркивающий идею о том, насколько жалким и хрупким является существование людишек, если даже обычный воздушный шарик может погубить ребенка. В ранних работах Херцфельдта очень много черного юмора: ситуации, в которых мультяшное существо получает телесные повреждения на ровном месте или под влиянием неких непреодолимых сил, вызывают немного стыдливый смех. Скоро Дон Херцфельдт перерастет этот уровень и смех его будет сквозь слезы...


1998 - Шарик Билли

Осмыслять трагичные стороны человеческого существования Дон начал еще во время учебы в Университете. В "Лили и Джим" (1997) показываемся бессмысленность отношений между мужским и женским полом, разоблачается общепринятая система формирования романтических и семейных отношений. В любом случае каждый из нас обречен на внутреннее одиночество.



То, что делает Дон Херцфельдт, начиная с 2000 года, мне хочется сравнить с творчеством кинорежиссера Терренса Малика того же периода. На создание мультфильма у Дона уходит 2-3 года - достаточно большой срок для производства короткометражной анимации. Однако можно понять, на что у Херцфельдта уходит столько времени, а именно - на создание не только изображения, но и сложной структуры из философских идей и образов, связанных между собой на нескольких уровнях - от бытового житейского до вселенского. Похоже на то, что делает в последних фильмах Малик. Даже по изобразительному стилю между этими двумя художниками есть много общего: какой-нибудь кадр из фильма Херцфельдта можно легко принять за кадр из фильма Малика, только фирменные человечки выдают истинного автора. Вот несколько примеров "маликовских" кадров Херцфельдта.


2006 - Все будет Хорошо


2008 - Я так тобой горжусь


2012 - Какой замечательный день

Трилогия Херцфельдта "Все будет Хорошо" - "Я так тобой горжусь" - "Какой замечательный день" перекликается с условной трилогией Терренса Малика "Древо жизни" - "К чуду" - "Рыцарь кубков". Оба претендуют на формирование собственной концепции мироздания и оба используют в большей степени изобразительные приемы, нежели нарративные. Можно не принимать мизантропичность и ощущение обреченности Херцфельдта, но глубиной его работ, конечно, можно восхищаться.

Последняя на данный момент работа Дона Херцфельдта (и лучшая) - фантастическая трагикомедия "Мир Будущего" (2015), номинированная на Оскар и победившая на Сандэнсе. Это действительно выдающаяся работа, охватывающая идеи о единстве пространства и времени, позволяющая взглянуть на ничтожность нашего существования, так сказать, глазами Вселенной. Здесь Херцфельдт использует компьютерную графику, но это не дорогие спецэффекты, а сцены, как будто, нарисованные в Paint'е.







Сейчас Херцфельдту всего 40 лет, у него налажена эффективная система распространения фильмов и других работ (платный онлайн-просмотр и издание коллекционных DVD). В общем, с независимой анимацией в США всё в порядке, а конкретно у Херцфельдта шикарные перспективы в дальнейшей творческой деятельности.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments