altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ко Хойдеман. Плюсы и минусы гуманизма в анимации

Мастера короткометражной анимации, выпуск №66

Голландец Якобус Виллем Хойдеман, в 1965 году переехавший в Канаду - один из самых ярких мастеров-аниматоров National Film Board of Canada, главного мирового центра авторской анимации второй половины 20 века. Карьеру Хойдемана можно назвать образцовой: начиная с 70-х годов и по сей день аниматор имеет возможность творить, экспериментировать, делать любимую работу и получать мировое признание. Идеи, которые Ко Хойдеман выражает в своих мультфильмах, оказались востребованными у западной публики - это идеи гуманизма, утверждения семейных ценностей, свободы творчества и воображения. Если добавить к этому высокий уровень анимационного мастерства, умение виртуозно "оживлять" любой материал (подобно Гарри Бардину), экспериментировать с различными техниками, то многочисленные премии и фестивальные награды абсолютно закономерны. Вершиной признания стала премия Оскар за лучший короткометражный фильм в 1978 году.



Ко Хойдеман родился в 1940 году, и маленькому мальчику пришлось пережить мрачные военные дни во время немецкой оккупации Голландии. Особенно это касается 1944 года, когда в Амстердаме произошла так называемая "Голодная зима". В школьном возрасте Ко интересуется фотографией, с 15 лет работает фоторетушером, сотрудничает с маленькими студиями, создавая для них спецэффекты. По вечерам Хойдеман обучается в амстердамской Школе искусств и в Школе фотографии в городе Гаага. По мере развития навыков берется за более сложные задания, занимается моделированием, монтажом, дизайном, созданием рекламы. В 25-летнем возрасте уезжает в Канаду в надежде попасть в легендарный National Film Board of Canada и ему это удается. В 1970 году его даже посылают в Чехословакию изучать кукольную анимацию.

Кукольная (или объемная) анимация занимает важнейшее место в фильмографии Хойдемана, однако назвать его "кукольником" сложно. Аниматор, экспериментируя с объемными предметами и персонажами, выбивается из традиций кукольной анимации. Вот, например, ранняя зарисовка "Матрешка" (1970), в которой мы видим демонстрацию прекрасно знакомых нам возможностей этой русской народной игрушки. Западного зрителя этот мультик наверняка увлекает гораздо сильнее.



Затем Хойдеман создает пару кукольных мультфильмов по эскимосским легендам: "Сова и лемминг" (1971), "Сова и ворон" (1973). Эти работы выделяются тем, что в них точно воссоздан быт инуитов - коренного народа северной Канады.



Первый по-настоящему яркий и успешный эксперимент Хойдемана с объемной техникой - это мультфильм "Чух-чух" (1972). Аниматор берет обычные детские деревянные кубики и создает из них целый мир, в котором с двумя "кубическими" персонажами - мальчиком и девочкой - происходят захватывающие приключения.



Начиная с этой работы, можно говорить о двух основных особенностях анимации Ко Хойдемана. Первая - это упор на зрелищность. Сюжет почти отсутствует, мультфильм превращается в изобретательный мульт-аттракцион: зритель восхищенно наблюдает за тем, как "оживляются" и взаимодействуют оригинальные персонажи. Вторая особенность заключается в том, что для каждого мультфильма аниматор создает необычный мир, населенный забавными существами. Помните планету Блук в "Тайне третьей планеты"? Птица Говорун, летающая корова и пр. Хойдеман делает что-то похожее, только без фантастической составляющей. Анимационные миры Хойдемана можно воспринимать как инопланетные, но ничего захватывающего там не происходит: мы словно через супертелескоп наблюдаем за жизнью инопланетных животных и умиляемся. Таковы мультфильмы "Замок из песка" (мир песка с песочными существами), "Сокровища Гротокенов" (подводный мир с осьминожками), "The Garden of Écos" (дикий мир с большим разнообразием фауны). К этому списку можно добавить и "Коробку", в которой мир создается не на условной далекой планете, а прямо под носом аниматора, в обычной коробке.


1977 - Замок из песка


1980 - Сокровища Гротокенов


1989 - Коробка


1997 - The Garden of Écos

"Замок из песка" - самый известный фильм Ко Хойдемана, получивший Оскар и кучу наград на фестивалях. При всей условной инопланетности действия этих мультфильмов, идеи в них содержатся вполне земные. На первом плане всегда позитив: дружба, игривость, жизнерадостность. На более глобальном уровне Хойдеман показывает нам социум, в котором давно и прочно укоренены семейные ценности, взаимовыручка, сочувствие. Другими словами, утопия, в которой настолько всё идеально, что даже скучно. Главный недостаток Хойдемана - отсутствие конфликта, "изюминки", которая позволяла бы получать удовольствие от мультфильма не только как от аттракциона, но и как от истории хотя бы с маленькой дозой драматизма. Грубо выражаясь, Ко Хойдеман погряз в гуманизме, который в его фильмах выглядит поверхностным, прямолинейным. Аниматору не хватает противоречий, философского осмысления, психологической глубины. И не имеет значения, что мультики у него детские - мы уже не раз убеждались в том, что хорошие детские мультфильмы имеют массу слоев и подтекстов. Отказ от конфликтов Хойдеман утверждает в серии кукольных мультфильмов про плюшевого мишку Людовика и его семью, выполненных в традиционной кукольной технике. Наивный гуманизм, инфантильность, мимимишность - нет, спасибо, такое можно показывать только младенцам.



В последние годы стиль Хойдемана сильно преображается. Во-первых, аниматор меняет технику: вместо объемной анимации - плоская, напоминающая силуэтную. Во-вторых, наконец-то появляется драматизм. Возможно, это связано с тем, что Ко Хойдеман ушел из NFB и теперь работает как независимый аниматор, но установить дату и подтвердить факт ухода в надежных источниках мне не удалось. Из последних работ - серьезные гуманистические мультфильмы "55 носков" (история из периода оккупации Голландии во время Второй Мировой: мать и дочь помогают выжить еврейским женщинам) и "Синий мрамор" (в африканскую сельскую школу врываются мятежники, далее начинается "история угнетения и надежды", как сообщает нам аннотация; доступен только трейлер). В общем, есть смысл наблюдать за дальнейшими проектами голландского режиссера.


2014 - Синий мрамор


2011 - 55 носков
ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments