altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Что круче: "Рассказы" Vs "Дикие истории"

Киноальманахи - сборники короткометражек, объединенных в полный метр - были популярны в европейском кино в 1960-х годах. Разные известные режиссеры раскрывали общую тему - каждый по-своему. В 70-80-90-х жанр уже не так заметен, хотя несколько ярких киноальманахов выходят в США - "Нью-йоркские истории" (1989), "Четыре комнаты" (1995). Сейчас это востребованный жанр развлекательного кино, сборники короткометражек выходят каждый год в разных странах. В первую очередь вспоминаются альманахи - признания в любви какому-нибудь крупному городу. Сначала был "Париж, я люблю тебя", потом к французской столице присоединились Нью-Йорк, Москва, Рио и т.д. Массовый зритель не успевает заскучать, наблюдая за россыпью коротких комедийных или трагикомичных историй, зритель же более подкованный получает возможность оценить разнообразие режиссерских стилей. Киноальманахи не претендуют на огромные сборы, бюджеты у них скромны, но свою аудиторию они стабильно получают. Это такие надежные середнячки современной киноиндустрии.

Ситуация немного меняется, когда все короткометражки из сборника созданы одним автором. С одной стороны, теряется элемент неожиданности при переходе от одной новеллы к другой. С другой стороны, общее кинополотно становится более концептульным и цельным. Авторский киноальманах - проект более рискованный (в обычных сборниках хотя бы несколько режиссеров могут выстрелить маленькими шедеврами, а здесь непонятно, чего ожидать от одного автора), потому товар штучный. Из современных режиссеров успешным опытом в этом направлении может похвастаться Джим Джармуш со своим сборником черно-белых разговорных эпизодов "Кофе и сигареты". Из более ранних образцов можно вспомнить сборник ужастиков "Три лица страха" (1963) Марио Бавы и классическую немую "Нетерпимость" Гриффита 1916 года. За последние лет 5 появилась парочка авторских сборников, ставших настоящими кинохитами. Вот их мы и столкнем сегодня в кинобитве.



"Рассказы" (2012) от тогда еще почти не известного режиссера Михаила Сегала стали ярким событием в современном российском кинематографе. Российскому зрителю пришлась по душе остросоциальная сатира Сегала - свежая, своевременная, цепляющая. В 2014 году аргентинец Дамиан Сифрон выпустил свой сатирический сборник, но с упором на черный юмор. Фильм "Дикие истории" получил мировой успех: участие в престижных европейских кинофестивалях, приз от Британской академии, номинация на Оскар. Оба фильма до сих пор смотрят и обсуждают, и вот пришло время выяснить: чей подход более перспективен, если говорить о будущем развитии жанра авторского киноальманаха? Сегаловская социалка или сифроновская чернуха? Конечно, в пользу аргентинца говорит мировое признание, но, кто знает, может быть, при хорошей раскрутке на месте "Диких историй" могли бы оказаться "Рассказы"?

Рассказы (2012, Михаил Сегал)

Плюсы:
На фоне невнятного современного российского кино "Рассказы" выделяются свежестью, актуальностью, качественным юмором. Никакой чернухи, которую так любят наши высокоинтеллектуальные режиссеры. В то же время это и не тупая комедийная попса на уровне "гы-гыы"! 4 сатирические новеллы объединены авторским стилем, при этом каждая воспринимается и запоминается по-своему. Где-то больше душевности, где-то - жесткой сатиры. В одной истории больше серьезности, во второй на первый план выходит абсурд. Михаил Сегал мастерски играет с жанрами: по сути, в одном "флаконе" мы получаем и комедию, и трагедию, и даже мистический триллер. Разнообразие жанров и интонаций дает глубину восприятия: вырисовывается точный и многослойный образ современного российского общества. Сегал виртуозно раскрывает важные социальные проблемы (коррупция, приземленность и невежество молодежи и др.), не ударяясь в пропаганду и не используя грязные приемы типа пошлого юмора или шокирующих сцен. "Рассказы" - это приятное, хоть и в какой-то степени жесткое кино. Каждого зрителя оно задевает по-разному, для каждого находит свой "крючок". Очевидно, такой и должна быть хорошая сатира. Теперь посмотрим на список "плюсов":

- адекватная сатира на современную Россию
- хороший юмор
- ощущения свежести и душевности
- удачная игра с жанрами
- отсутствие пошлости и чернухи
- сочетание серьезности и абсурда

Минусы:
"Рассказы" относятся к жанру сатирической комедии, однако сатира у Михаила Сегала получилась поверхностная и скучная. Все 4 новеллы пронизаны фальшью, из-за чрезмерного гротеска показанные ситуации не имеют ничего общего с российской реальностью. Если вынести сатирический аспект за скобки, получим ли мы просто смешную комедию, без привязки к нашему времени? Нет! Юмор у Сегала не смешной, натужный. В целом, фильм отражает гнилую натуру своего создателя: режиссер навязывает зрителю сомнительные моральные нормы и разжигает неприязнь в отношении некоторых социальных групп. Возмущают безосновательные наезды на молодежь, которая якобы не желает интеллектуально и духовно развиваться и не отличает Сталина от Ленина. Конечно, такие персонажи присутствуют вокруг нас, но говорить о повсеместной деградации молодежи - глупо и несправедливо. Сегал проявил себя и как слабый режиссер/сценарист: не выдержан баланс между новеллами - есть неплохие эпизоды и есть откровенно провальные. Например, новелла про библиотекаршу-экстрасенса - какой в ней смысл? Зачем она вообще присутствует в этом сатирическом сборнике? В целом, фильм оставляет ощущение рыхлости, натужности, а проблемы изображены чересчур абсурдно и преувеличенно. Подведем итоги для окончательного разгрома:

- сатира не отражает реальность
- морализаторство
- скучно и несмешно
- несправедливый наезд на российскую молодежь
- серьезный дисбаланс между новеллами

Соотношение оценок: ЗА - 11 авторов, ПРОТИВ - 3 авторов, нейтрально - 5.
Итоговый рейтинг: +8

Цитаты:

"Юмор – ну, в стиле КВН, когда шутник обычно горделиво озирается вокруг, словно вопрошая: "А? Слышали все, какую хохму я отколол?!" отсюда

"Наше кино научилось показывать нашу жизнь – жизнь как объект художественного осмысления, не скатываясь в уныло-бытописательский документализм и не уходя в дебри тошнотворного псевдо-символичного артхауса". отсюда

"Фильм одновременно безумный арт-хаус и с добавкой стёба, но всё же не плоский". отсюда

"Сюжета на один выпуск Ералаша, а растянули на полтора часа". отсюда

"Все четыре новеллы здесь подчинены одной простой мысли: "А трава-то раньше и вправду была зеленее". отсюда

Все отзывы и рецензии

Дикие истории (2014, Дамиан Сифрон)

Плюсы:
"Дикие истории" - действительно дикие. Жесткие, бодрящие! Дамиан Сифрон сделал отличную черную комедию, в которой раскрывается тема мести. Режиссер показывает универсальные ситуации, которые могут произойти с каждым независимо от страны проживания. Российскому зрителю "Истории" особенно близки - для нас все эти дикости вполне привычны. Неслучайно Relatos salvajes часто сравнивают с российскими фильмами "Горько!", "Майор", "Левиафан", иллюстрирующих трагикомические черты проникновения абсурда в нашу реальность. Удивительное сочетание смешного и страшного сделали "Дикие истории" хитом не только в Аргентине, России , но и по всему миру. Можно отметить и оздоровительную, точнее, психотерапевтическую пользу фильма: просмотр "Диких историй" - это своеобразный сеанс психологической разгрузки для зрителя, который в своем воображении, параллельно действующими на экране с персонажами, может расправиться со своими обидчиками. Авторский киноальманах Дамиана Сифрона дает возможность не только "разгрузиться", но и задуматься над философскими вещами, например, о том, что какая-нибудь нелепая мелочь может изменить нашу жизнь. К вопросу о важности навыков контроля над своими эмоциями. Соберем все "плюсы":

- качественный бодрый юмор
- показаны реальные, жизненные ситуации
- сочетание смешного, страшного и грустного
- полное раскрытие темы мести
- психологическая разгрузка
- фильм дает пищу для размышлений
- отсутствие морализаторства

Минусы:
"Дикие истории" - это вредное произведение, преисполненное злобой и чернухой. Сифрон сваливает на зрителя тонну негатива, пытается шокировать - дешевый прием воздействия, используемый при недостатке режиссерского и сценарного таланта. Ситуации показаны неправдоподобные, чернушность историй явно преувеличена, в реальности нормальные люди не будут так изощренно мстить. Можно рассматривать Relatos salvajes как кино про отдельно взятых психов, но и в этом случае истории не поражают искрометным юмором. Наоборот, юмор у Сифрона плоский и тупой. Из 6 новелл не складывается цельная картина, которую можно было бы назвать психологическим портретом современного общества. Режиссер остановился очень далеко от осуществления подобного замысла. Резюмируем все "минусы":

- много чернухи, мало позитива
- отсутствие глубины
- неправдоподобность
- плоский юмор
- дешевые попытки шокировать зрителя
- новеллы не образуют цельной картины

Соотношение оценок: ЗА - 16 авторов, ПРОТИВ - 4 авторов, нейтрально - 2.
Итоговый рейтинг: +12

Цитаты:

"Остросоциальные проблемы, однако, не ходят как зомби по экрану в нарядах глубокомысленности, а подаются на стол под приправой из чёрного юмора". отсюда

"Интеллигентно, вкусно, сочно; местами даже по-тарантиновски, но изящнее, тоньше и умнее, без грубости и залихватства". отсюда

"Аргентинцы – горячие люди, поэтому никаких розовых бантиков, черный юмор, треш и угар". отсюда

"Замечательный, но, увы, теряющий градус брутальности и заметно выдыхающийся к финалу, фильм-исследование животных граней человеческой психики". отсюда

"Сюжеты спекулятивны и пресны, они приводятся в движение лишь режиссерским произволом, а не логикой событий". отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+ 8 Рассказы
+12 Дикие истории

Оба фильмы получили привлекательные рейтинги. Я бы сказал, в этой битве нет проигравших. Но все-таки есть один победитель.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments