altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Мишель Осело. Три тени в заброшенном театре

Мастера короткометражной анимации, выпуск №62

В не очень далеком будущем в одном мегаполисе притаился, зажатый между небоскребами, заброшенный и забытый всеми старый кинотеатр, в котором обитают трое - мальчик, девочка и старик. Мы не знаем, откуда они взялись, мы не видим их лиц - только черные тени-силуэты. По ночам, на сцене перед залом без единого зрителя они разыгрывают сказочные представления в стиле театра теней. Похоже на ужастик? Нет, этот театр теней придумал Мишель Осело, который прославился своими фильмами в стиле силуэтной анимации. Мальчик, девочка и старик - сквозные персонажи, точнее, "актеры", которые, используя новейшие технологии, воссоздают различные исторические эпохи, чтобы разыграть в них сказочные сюжеты.




Тот самый заброшенный театр.


А вот его обитатели.

Интерес к историческим эпохам у Мишеля Осело с детства. Древний Египет, Древняя Греция, Ацтекская империя, Япония, европейское Средневековье и т.д. Силуэтные мультфильмы Осело - это своеобразная энциклопедия древних сказок. Кстати, Мишелю повезло провести детство в Западной Африке, в Гвинее. Годы спустя аниматор сделает серию полнометражных мультфильмов про африканского мальчика Кирику. Мишель захотел стать аниматором, когда увидел один из мультфильмов Гермины Тырловой, потом ему в руки попала книга про анимацию из серии "Сделай сам". В студенческом возрасте Мишель изучает искусства в колледжах Парижа, Лос-Анджелеса. Затем была работа на военной службе в качестве аниматора, работа на французском телевидении. Уже шли 1970-е годы. Хотелось наконец-то начать карьеру независимого аниматора, но во Франции в то время авторская анимация не получала государственной поддержки. Мишелю помог уже известный к тому времени Жан-Франсуа Лагиони, который по своему опыту знает, как трудно пробиться талантливому аниматору. Лагиони предоставил Мишелю свой дом для съемок, а продюссеры подогнали самую дешевую камеру. Молодому аниматору пришлось изрядно повозиться - сначала 5 месяцев вырезать фигурки из белой бумаги, потом 3 месяца съемок, потом были проблемы с обработкой снятого материала из-за допотопной техники. С божьей помощью в 1979 году появился маленький шедевр - "Три изобретателя".



"Три изобретателя" выполнены в простейшей анимационной технике перекладок плоских бумажных марионеток на однородном фоне. Конечно, недостаток финансовых средств повлиял на выбор столь дешевого анимационного стиля. Тем не менее, мультфильм выглядит не дешевым, а очень даже красивым, да и с драматизмом всё в порядке. "Три изобретателя" закладывают основу авторского стиля Мишеля Осело - не только с технической точки зрения (силуэтная анимация - это разновидность перекладок), но и с идейной. Во-первых, здесь наблюдается конфликт творческой натуры (каковой является не только художник, но и изобретатель) и серой массы, не способной оценить гениальность изобретения или произведения искусства. Приземленный народ агрессивно реагирует на попытки изобретателей сделать окружающий мир удобнее и красивее. В результате, семья изобретателей (папа, мама, дочка) вынуждена жить в изоляции, в своем великолепном домике, напичканным новейшими изобретениями. Аналогичная ситуация и с тремя "тенями", обитающими в заброшенном театре. Мы не знаем их судьбу, но можно легко догадаться, что материалистичный мир мегаполиса их отвергнул.



Во-вторых, Мишель Осело ставит знак равенства между изобретательством и искусством. Опять же, три обитателя заброшенного театра - это творцы в полном смысле этого слова: они изобретатели (мы видим, например, аппарат, воссоздающий прямо на человеке старинный костюм), писатели, художники, актеры и т.д. В мультфильме "Три изобретателя" (тоже трое!) изобретения не только практичны, но и очень красивы - как настоящие произведения искусства.


Что-то типа одноколесного велосипеда.

В-третьих, в "Изобретателях" впервые возникает любимый мотив Мишеля Осело - мотив полёта. Это и в буквальном смысле полет, и метафорический полёт - мысли, души... В с помощью полёта главный герой отрывается от серой массы и скучного приземленного существования. В данном мультфильме используется причудливый аппарат, напоминающий воздушный шар.



Неудивительно, что Осело обращается к самому известному мифу, в котором "полет души" приобретает буквальное значение. Конечно же, это древнегреческий миф об Икаре. Мишель Осело экранизирует его с помощью уже известных нам обитателей театра теней. Режиссер меняет концовку в сторону хэппи-энда: в мифе Икар погибает, в мультфильме - спасается. После трагического финала в "Трех изобретателях" Осело всегда завершает свои фильмы на позитиве.


"Икар", (1989)

Мы забежали немного вперед. В 1982-м вышла "Легенда о бедном горбуне", сделанная очень просто и дешево. Этот фильм сложно назвать анимационным, так как оживление в нем почти отсутствует - только в конце, когда горбун превращается в ангела и взлетает со своей возлюбленной над жестоким миром (до этого идет просто серия сменяющихся рисунков). Вновь мотив полёта во всей красе. Неожиданно мультфильм получил французскую кинопремию "Сезар" в номинации "лучший короткометражный анимационный фильм". Предыдущая работа получила премии на четырех мульт-фестивалях. В материальном плане премии впрочем никак не повлияли на положение Мишеля Осело.



В конце 80-х Осело снимает для телевидения серию сказочных короткометражек, включая вышеупомянутого "Икара". Большинство из них войдет в полнометражный сборник "Принцы и принцессы" 2000 года. В 1989-м начинается силуэтная анимация Мишеля Осело.



Аниматор, начинающий работать с плоскими фигурками-силуэтами, неизбежно сталкивается с проблемой: как передать мимику, эмоции персонажа? Ключевым элементом передачи эмоционального состояния являются глаза. В самом известном произведении силуэтной анимации "Приключения Принца Ахмеда" Лотты Райнигер глаза представляли собой отверстия в черных фигурках. Осело просто рисует глаза на черном лице. Глаза - это единственная четко различимая часть лица. Во время разговора глаза меняют свою форму (расширяются или сщуриваются), указывая на текующую эмоцию персонажа.



Второй способ - чаще показывать персонажей в профиль. В этом случае можно показать движения губ и подбородка - зритель легко считывает эмоции мультяшных силуэтов. Например, особенно мило получается удивление.



Удивительный визуальный эффект возникает из-за контраста бесцветных силуэтов и красочного фона.





Таким образом, Мишель Осело, используя примитивную технику оживления черных фигурок, создает визуальное пиршество и находит удачные способы выразительности в комичных и драматичных сценках. В 2011 году выходит еще один цикл сказочных короткометражек "Сказки на ночь". Заметно, что новые эпизоды сделаны полностью на компьютере, из-за чего обаяние оселовских силуэтов немного теряется. Зато еще ярче стал визуальный контраст силуэтов и фона.



В 1998 году выходит первый полнометражный мультфильм Мишеля Осело - "Кирику и колдунья", который стал европейским хитом. С тех пор в фильмографии аниматора идут в основном полнометражки в традиционной рисованной технике. Из последних работ - силуэтный фильм "Ivan Tsarevitch and the Changing Princess". Судя по всему, Осело обратился наконец и к русскому фольклору.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments