altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Что круче: "Интерстеллар" Vs "Прибытие"

Сегодня мы обратимся к редкому, но успешному, как показало время, жанру современных блокбастеров - интеллектуальной драме в обертке научной фантастики. Истоки этого жанра - "Космическая Одиссея" Кубрика и "Солярис" Тарковского. Давно это было, в конце 60-х - начале 70-х... Теперь в мире высокобюджетного популярного кино рулят экшен и визуальные спецэффекты, и очень смелой в таких условиях кажется идея сделать дорогой фильм - философскую драму с серьезной научной основой, под видом sci-fi. Проект "Интерстеллар" 2014 года оказался успешным по сборам и удачным с художественной точки зрения, по оценкам большинства кинокритиков и кинолюбителей. А через два года ситуация повторяется с "Прибытием", которое сразу начали сравнивать с "Интерстелларом". Обе истории связаны с космической тематикой, оба фильма воздействуют на зрителя глубокими идеями, эмоциями и атмосферой, а не лобовым экшеном и сногсшибательными спецэффектами. Режиссеров Кристофера Нолана и Дени Вильнева теперь ставят в один ряд талантливых мэйнстримщиков, которым можно доверить большие бюджеты для создания нестандартных блокбастеров. Спустя 40 лет после появления вышеупомянутых классических кинолент один за другим выходят два во многом похожих фильма. Что это: заигрывания со зрителем, уставшим от бесконечного мельтешения супергероев и звездолетов, или следующий шаг в развитии кинофантастики?



"Интерстеллар" и "Прибытие" еще долго будут упоминаться в одном контексте, при этом есть и принципиальные различия у этих проектов. Можно сказать, Нолан и Вильнев (и их команды - продюссеры, сценаристы и т.д.) предлагают разные варианты развития жанра интеллектуальной фантастической драмы. У Нолана - научно-техническая основа, у Вильнева - гуманитарно-философская. У первого все-таки присутствуют яркие визуальные спецэффекты, у второго визуал более спокоен и минималистичен. Чей подход является более перспективным? Ответ мы узнаем в этой битве!

Новым читателям этой рубрики поясню, что битву выиграет фильм с более высоким рейтингом. Рейтинг - это соотношение позитивных и негативных отзывов/рецензий, опубликованных в "Живом журнале" лучшими киноблогерами. Теперь давайте взглянем на статистические данные и попробуем предсказать победителя. Открываем Кинопоиск и IMDB и видим, что по всем основным показателям (средняя оценка, количество проголосовавших, сборы в мире) "Интерстеллар" уверено бьет соперника. Каждый получил по одному вторстепенному Оскару + еще несколько технических номинаций. В то же время "Прибытие", в отличие от "Интерстеллара", попало в самые престижные номинации "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". Interstellar чуть ближе к массовому "попкорновому" зрителю, а Arrival чуть ближе к думающей аудитории. А наши киноблогеры относятся именно к таковой. В целом, шансы примерно равные. Забегая вперед и подогревая интригу, скажу, что результат битвы для одного из ее участников окажется в какой-то степени позорным!

Интерстеллар (2014, Кристофер Нолан)

Плюсы:
В "Интерстелларе" братья Ноланы (режиссер + сценарист), вооружившись поддержкой современных ученых мирового уровня, вышли на вселенский уровень научно-фантастического охвата. Такой подход можно назвать рискованным из-за того, что замысел и сюжет могут быть перегружены сложными научными концепциями (в данном случае - из астрофизики) и оказаться непонятными для массового зрителя. А выход на метафизический уровень осмысления глобальных проблем легко может превратить увлекательное зрелище в околоартхаусное занудство. Однако создатели "Интерстеллара" грамотно вписали научные гипотезы и вечные общечеловеческие идеи в фантастический сюжет. Здесь есть и простые эмоции, которые немного приземляют масштабность действия. Почти 3-часовой фильм не вызывает трудностей с восприятием и смотрится на одном дыхании. Зритель получает не только качественное зрелище, но и мощную интеллектуальную подпитку, которую он не найдет в других блокбастерах. Уместны здесь и отсылки на библейские сюжеты, на "Одиссею" Гомера, что указывает на действительно хорошо проработанную интеллектуальную основу фильма. "Интерстеллар" - красивый и умный блокбастер, который выходит далеко за пределы привычного научно-фантастического жанра и меняет сознание зрителя, обращая его внимание на важнейшие проблемы современного мира. В общем, достоинств у фильма набирается множество:

- фильм понятен для массового зрителя
- грандиозное зрелище
- наличие научной основы
- красивые метафоры, уместные аллюзии
- отражение общечеловеческих проблем
- красивые спецэффекты
- музыкальное сопровождение от Циммера
- актеры хорошо справились со своей работой
- смотрится на одном дыхании
- популяризация науки

Минусы:
Проект "Интерстеллар" создавался много лет, была привлечена мощная команда и известные ученые. Вроде бы должен был получиться нестандартный блокбастер, разрывающий голливудские шаблоны в сфере кинофантастики. В итоге никакие шаблоны не разрываются: "Интерстеллар" - это типичная голливудщина, маскирующаяся под умное кино, чтобы привлечь одновременно и думающего зрителя, и зрителя "попкорнового", который клюет на яркие спецэффекты и космическую историю. Персонажы в фильме плоские, поведение их шаблонно, в сюжете - масса нестыковок и нелепостей, общее настроение перегружено сентиментальщиной. "Интерстеллар" - откровенная голливудская слезомыжималка: зритель, находясь во время просмотра под влиянием эмоций, не заметит мелкие недочеты и глобальную нелепость замысла. Вы обратили внимание, что персонажи слишком часто плачут? Не интеллектуальная драма, а болливуд какой-то! Научная основа могла бы спасти фильм, но и здесь провал. В интернете полно заметок от экспертов, разоблачающих сюжет с научной точки зрения. Массовый зритель, далекий от науки, конечно, ничего не заметит... Главное ведь эмоции, - говорят поклонники "Интерстеллара". Что ж, выгодный подход выбрали создатели - впарить слезовыжималку под научно-фантастической оберткой и рубить бабло. "Интерстеллар" - безмерно пафосное зрелище с избыточной театральщиной и голливудщиной. Недостатков набирается очень много:

- очень много пафоса
- голливудские штампы
- предсказуемый сюжет
- ложная научная основа
- наглое выжимание слез у зрителя
- плоские характеры, актерам нечего играть
- ужасные диалоги
- маловато спецэффектов при таком бюджете

Соотношение оценок: ЗА - 11 авторов, ПРОТИВ - 5 авторов, нейтрально - 6.
Итоговый рейтинг: +6

Цитаты:

"Можно смело назвать "Интерстеллар" выдающимся фильмом, органично соединившим в себе религиозные мотивы и передовую астрофизику". отсюда

"Если такое кино не любить, то зачем вообще фильмы смотреть?" отсюда

"Утомительная пошлая жвачка с никитомихалковскими диалогами и мелодраматическим надрывом". отсюда

"Дееейййсствииииеее рраааааззвиииивааааеееетсяяя тааааак эпииииичееееескиии мееедлллеееннноо, что просто жалко личного времени". отсюда

"Для фантастики - слишком много расчётливой сентиментальщины, хоть вставляй титр: "Осторожно, сейчас мы будем из вас выжимать слезу!" отсюда

Все отзывы и рецензии

Прибытие (2016, Дени Вильнёв)

Плюсы:
Режиссер Дени Вильнев создал уникальную разновидность интеллектуальной фантастической драмы - "лингвистический триллер" под названием "Прибытие". Тема контакта людей с инопланетным разумом разворачивается в необычном русле - философском. Основой для философской концепции стала лингвистика - наука гуманитарная, а не техническая, как астрофизика в "Интерстелларе". Режиссер вопреки законам создания блокбастеров про пришельцев отказывается от экшена и от демонстрации инопланетных "фишек" (космический корабль и образы гептаподов оригинальны, но минималистичны), делая акцент на душевных переживаниях отдельного человека и процессах на уровне коллективного человеческого разума. Вильнев блестяще справляется с этой задачей! Мы наблюдаем потрясающий эффект: дорогой проект без взрывов и стрелялок поражает не хуже каких-нибудь "Звездных войн"! Используя научно-фантастический сюжет как некую "обертку", создатели фильма доносят до зрителя важные идеи по поводу отчужденности и предопределенности, о необходимости менять мышление, чтобы решить частные и глобальные проблемы. Идеи эти не разжевываются и не высказываются буквально и в то же время не усложняются. Они поданы так, что каждый зритель во время просмотра подбирается к ним своим путем, каждый в итоге получает свою индивидуальную пищу для размышления. Это фильм не про инопланетян, а про нас. Фильм-зеркало. "Прибытие", несмотря на свой минималистичный визуальный стиль ("скандинавская красота", как выразился один автор), захватывает дух и взрывает мозг. Гениально! Соберем все "плюсы":

- научно-философская основа фильма
- различные идеи для размышления
- композиция и финал
- монтаж
- минималистичная красота
- музыка Йохана Йоханссона

Минусы:
В первую очередь вызывает недоумение попытка экранизировать рассказ, который для переноса на киноязык в принципе не подходит. В результате, идеи из хорошего научно-фантастического рассказа после переноса на киноэкран выглядят нелепо и искаженно. Возникает ощущение, что режиссеру просто не хватило хронометража, чтобы адекватно раскрыть все заложенные в оригинальное произведения концецпии. При этом фильм не лишен затянутых сцен, не несущих смысловой нагрузки. Поступки героев вызывают много вопросов, а некоторые сюжетные ходы поражают нелогичностью и нерациональностью. Вот персонаж Джереми Реннера - зачем он вообще нужен? Как и в "Интерстелларе", сентиментальность некоторых сцен в "Прибытии" прикрывает сюжетные и концептуальные недочеты. Во время просмотра зритель, исходя уже из собственного мировоззрения, заполняет пробелы в философской концепции фильма, наивно полагая, что он проникся изначальным замыслом создателей. Очень хитро - подсунуть зрителю сшитую как попало и зияющую огромными дырами историю, чтобы тот самостоятельно "доплилил" ее в своем воображении. Почитайте отзывы и вы увидите множество интерпретации, при этом каждый автор уверен, что именно он правильно ПОНЯЛ режиссерский замысел. Научная лингвофилософская основа как бы подвисает в воздухе: она понятна и интересна, но оказывается оторванной от кинематографической структуры "Прибытия". Как следствие, получилось псевдоумное и затянутое кино с закосом "под Малика". Минусы:

- слишком много вопросов по ходу сюжета
- неправдоподобное поведение персонажей
- лишний персонаж Джереми Реннера
- провальный монтаж
- неполное раскрытие идей
- рассказ не подходит для экранизации
- отвратительные диалоги
- затянутость

Соотношение оценок: ЗА - 23 авторов, ПРОТИВ - 10 авторов, нейтрально - 5.
Итоговый рейтинг: +13

Цитаты:

"Прибытие" - это один из немногих фильмов, который хоть немного стимулирует желание изменить свое мышление, чтобы понимать больше" отсюда

"Режиссер честно, самоотверженно пытался решить очень сложную задачу взаимопроникновения двух языков, с разным эмоциональным и аналитическим внутренним механизмом воздействия - но где-то смог, а где-то не очень". отсюда

"Ничего лучше в кинотеатре я за 40 лет своей киноблогерской деятельности не видел" отсюда

"Здесь же и вовсе имеем Тарковского для бедных. Фирменная медлительная манера съемки, от которой на стенку хочется лезть". отсюда

"Если вы точно знаете, что ждет вас в будущем, вы изменили бы его или нет?" "Нет!" - храбро отвечает героиня, и зрители льют слезки вместе с нею - ах какая отважная женщина!.." отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+ 6 Интерстеллар
+13 Прибытие

Получилось натуральное "прибитие" Интерстеллара! Будущее интеллектуальной кинофантастики - за Вильневом.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments