altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пьер Паоло Пазолини. Часть 4

В завершении у нас остались три фильма: "Декамерон", "Царь Эдип", "Сало, или 120 дней Содома". Мне изначально хотелось оставить "Сало" на самый конец, и жребий мне в этом подыграл: об этом фильме необходимо говорить отдельно...

10. "Декамерон" (1971)

Особенности "трилогии жизни" мы уже успели раскрыть, говоря о "Кентерберийских рассказах" и "Цветке 1001 ночи". Здесь действие происходит в Италии в период Возрождения, дух которого Пазолини постарался передать. Условно "Декамерон" можно поставить в трилогии на второе место: по степени эстетичности человеческих страстей превосходит "Кентерберийские рассказы", но уступает "Цветку". Кроме того, в "Декамероне" не нашлось места мистике, стихийности и сверхспособностям человеческого духа - всё это есть в "Цветке", что делает данный фильм вершиной натурилистичного кинотворчества Пазолини. С другой стороны, "Декамерон", в отличие от "Рассказов", нельзя назвать серией экранизированных анекдотов - определенный художественный замысел здесь прослеживается.

11. "Царь Эдип" (1967)

Если вынести за скобки "Сало", то я бы назвал "Царь Эдип" лучшим фильмом Пазолини. Режиссер развивает известный античный миф до масштабного исследования человеческого духа. В этом ему сильно помогает актер Франко Читти (пожалуй, лучшая мужская роль из всех фильмов Пазолини). "Медея" показывает нам, откуда в человеке возникают в чистом виде месть, ненависть, созидательная и губительная страсть. "Царь Эдип" берет еще выше: отчего человек не доверяет миру (Богу, пространству, своей природе)? По сути, здесь раскрывается исконный конфликт между человеком и миром, лежащий в основании всех остальных конфликтов - между людьми и человеком с самим собой. Пазолини умудряется показывать нам такие экзистенциальные вещи, обходясь минимумом средств, без каких-либо концепций и теорий. Миф - отличная почва для создания именно такого кино, одновременно простого и сложного. И Пазолини, конечно, гений, что до такого додумался.

12."Сало, или 120 дней Содома" (1975)

"Сало" - краегольный камень всего творчества Пазолини, и не только как режиссера. Если положить на одну чашу весов "Сало", а на вторую - все остальные его фильмы, то чаши примерно уравновесятся. Не будь "Сало", мы бы знали Пазолини совсем другим режиссером... Этот фильм невозможно оценивать, никакие категории и критерии к нему не подходят. Очевидно, что самая провокационная и неоднозначная лента итальянского режиссера внесла огромный вклад в мировой кинематограф, но - вот парадокс - очень редко ее кому-либо советуют посмотреть. Ее просмотр станет для любого самым серьезным зрительским испытанием, и не у всех оно проходит успешно. "Сало" - из тех фильмов, что могут отбить у вас охоту не только к Пазолини, но и ко всему авторскому (или европейскому) кино в целом. Не говоря о том, что фильм может спровоцировать у зрителя различные психические отклонения... Да, всё так серьезно! Не верите - почитайте отзывы о "Сало" на любом кинофоруме... Так что мы имеем дело с действительно опасным фильмом, и о нем будет отдельная тема далее...

Часть 1: "Свинарник", "Евангелие от Матфея", "Аккаттоне"
Часть 2: "Кентерберийские рассказы", "Цветок 100 ночи" и Теорема"
Часть 3: "Медея", "Мама Рома", "Птицы большие и малые"
Часть 5: избранные сцены
Жизнь за фильм - равноценный обмен (о фильме "Сало, или 120 дней Содома")
Док.фильм "Разговоры о любви" (1964)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments