altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Что круче: "Шпион, выйди вон!" Vs "Шпионский мост"

Сегодняшняя битва, конечно, не самая умопомрачительная, но рубрику надо как-то продолжать. К шпионскому жанру мы уже обращались, когда в дуэли участвовали две нестандартные шпионские комедии "Агенты АНГЛ" и "Кингсмен". Из всех развлекательных киножанров шпионский фильм в последние годы переживает, возможно, самые серьезные трансформации. Режиссеры охотно экспериментируют со старомодными канонами жанра - прежде всего, с бондиановскими - и создают что-то свежее, неожиданное и более зрелищное по современным зрительским меркам. Все эксперименты можно условно поделить на два направления. Первое - комедийное (см. выше), второе - интеллектуальное. Томас Альфредсон и Стивен Спилберг напомнили нам, что шпионские истории - это не только экшен с участием красавчиков-спецагентов, оснащенных новейшими шпионскими гаджетами. Это еще и красивое состязание умов, напряженная борьба систем, в которой на первый план выходят интеллектуальные озарения, а не выстрелы и погони. Самыми яркими образцами этого направления, если брать последние годы, являются интеллектуальный шпионский триллер "Шпион, выйди вон!" и интеллигентная политическая драма "Шпионский мост". Первый бросает вызов вашему мозгу, второй ориентирован на беспроигрышные приемы высококачественной голливудской драмы. Это битва под вывеской "ИНТЕЛ" - битва режиссера-интеллектуала и режиссера-интеллигента. Чей метод в итоге оказался более жизнеспособен?



Напомню, что победителя битвы определяют наши лучшие киноблогеры, чьи отзывы и рецензии я собираю здесь. Рейтинг фильма определяется простым способом - по соотношению позитивных и негативных мнений. Традиционно мы пытаемся определить фаворита - для этого обращаем внимание на статистические данные крупнейших кинопорталов. Если смотреть на рейтинги обоих фильмов на Кинопоиске и на IMDB, а также на количество пользователей, которые поставили им оценки, то по всем параметрам фаворитом кажется "Шпионский мост". Однако надо учитывать, что драма Спилберга - продукт для массового зрителя, бюджет и сборы у нее заметно больше. Киноблогеры же - это не простые зрители, а киноманы со специфическими вкусами, поэтому более сложный для восприятия "Шпион, выйди вон!" может получить у них более высокий рейтинг, чем относительно попсовый "Шпионский мост". В общем, победителя спрогнозировать не так-то просто.

Шпион, выйди вон! (2011, Томас Альфредсон)

Плюсы:
Будьте готовы, что эта изысканная, неспешная и эмоционально сдержанная драма Томаса Альфредсона бросит вызов вашему интеллекту. Однако вам не нужно иметь философское образование или IQ=200, чтобы разобраться в тонкостях скрытой шпионской игры - просто сконцентрируйтесь на действии и не отвлекайтесь на всякую ерунду во время просмотра. Наблюдение за различными интеллектуальными "вкусностями" - деталями, интонациями, взглядами, смысловыми слоями - доставит вам неповторимое удовольствие и станет отличной тренировкой для ваших мозгов. Сюжет и сложные взаимоотношения героев продуманы очень четко, можно отметить выверенное построение кадра - абсолютно ничего лишнего. Кто-то жалуется на недостаток эмоций. Однако не забывайте, что перед нами - матёрые шпионы, для которых любая случайно выраженная эмоция - шаг к провалу. Кстати, эмоциональная выдержка сотрудника спецслужб показана очень хорошо, режиссер развивает эту тему до проблемы тотального одиночества шпиона: никому нельзя доверять, каждый коллега - потенциальный враг, любая близость с кем-либо опасна для карьеры и для жизни. Представляете, как тяжело живется шпиону - фильм в том числе и об этом! Режиссер взаимодействует не только с вашим интеллектом, но и с вашим эстетическим восприятием: "Шпион, выйди вон!" - фильм очень стильный, красивый, визуально гармоничный, что, конечно же, облегчает просмотр. Великолепно передана эпоха Англии 1970-х, плюс ностальгические отсылки к старым шпионским фильмам - киноманы это ценят. "Шпион, выйди вон!" - шедевр для тех, кто устал от бондиановского экшена и не гонится за блокбастерами. Вот такие плюсы у нас набираются:

- хорошая тренировка для интеллекта
- профессионально снято
- много деталей
- хорошо передана эпоха
- стильное изображение
- создание атмосферы всеобщей подозрительности
- выход на тему одиночества
- гениальная работа актера Гари Олдмана

Минусы:
Томас Альфредсон, конечно, перемудрил: интеллектуальность настолько сильно подавляет сюжет, что смотреть этот фильм очень тяжело. Сюжет бессвязный и скомканный, для понимания многих важных моментов элементарно не хватает данных - прежде всего тем, кто не читал роман Джона Ле Карре, по которому снят фильм, а таковых среди зрителей - большинство. Просто непонятно, о чем идет речь - какие-то "цирки", "головорезы", "сарраты"... Те, кто читал книгу, отмечают, что урезаны некоторые сюжетные линии - режиссер так и не смог адекватно перенести оригинальную историю на киноязык. Еще один недостаток - слишком быстро разгадывается "крот", из-за чего просмотр теряет остатки смысла. Альфредсон пренебрегает не только зрительским комфортом, но и законами жанра: все-таки шпионский фильм должен быть хоть немного динамичным и ироничным. Режиссер же сделал свое творение чересчур серьезным и сухим, без капли юмора и экшена. Поэтому "Шпион, выйди вон!" - тягомотное, муторное и занудное кино. Неудачный эксперимент. Вот вам все минусы:

- запутанный и бессвязный сюжет
- затянутость
- недостаток юмора и динамики
- предсказуемость главной интриги
- урезанность оригинальных сюжетных линий
- необходимость знать оригинальный роман для понимания происходящего

Соотношение оценок: ЗА - 10 авторов, ПРОТИВ - 7 авторов, нейтрально - 4.
Итоговый рейтинг: +3

Цитаты:

"Картина спокойная, как растянутая во времени и с удовольствием сыгранная шахматная партия". отсюда

"Было забавно смотреть на протокольные морды английских кагебистов, на убогие серые коробки, развешанный по стенам агитпроп. Англия 70-х почти не отличалась от современного ей Советского Союза и имела много сходств с доведенной до абсурда пародией на тоталитарное государство из «1984»". отсюда

"Недомолвок в картине столько, что кажется, смотришь какую-то монтажную склейку для своих, членов съемочной группы, кто и так в курсе всего происходящего". отсюда

"Если к 30 минуте у вас вопросов будет больше, чем ответов, а медлительность сюжета начнёт раздражать, то выключайте - не мучайте себя, остальным же - приятного просмотра". отсюда

"Где-то уже в середине просмотра так и хочется воскликнуть: "расскажите, наконец, что убийца садовник и давайте разойдемся по домам". Скучно, невзрачно, необязательно". отсюда

Все отзывы и рецензии

Шпионский мост (2015, Стивен Спилберг)

Плюсы:
Стивен Спилберг - мастер настолько опытный, что плохой фильм он снять не сможет, даже если захочет. "Шпионский мост" сделан в лучшем спилберговском стиле - с великолепными актерами, высококлассной операторской работой, приятной "картинкой" и с мощным зарядом гуманизма. Добрый дедушка-режиссер в очередной раз провозглашает победу честности и справедливости, утверждает силу отдельно взятой личности в борьбе с Системой. Пускай мы видели в Голливуде подобное сотни раз, но когда это сделано настолько сверхпрофессионально и с душой, то и придираться к мелочам не хочется. Кстати, обратите внимание, что "Шпионский мост" длится дольше, чем якобы затянутый "Шпион, выйди вон!", но как легко и приятно смотрится работа Спилберга! Здесь и великолепный сценарий братьев Коэнов сыграл свою важную роль. Нельзя сказать, что старина Стивен только лишь эксплуатирует лучшие традиции шпионской драмы - он привносит в жанр кое-что новое. Разрушается образ врага, Советский Союз, который традиционно изображался в Голливуде "империей зла", в фильме - скорее, союзник, нежели враг - даже несмотря на условия "холодной войны". В таком подходе можно увидеть актуальность фильма: "Шпионский мост" основан на реальных событиях 1960-х годов, при этом своим гуманистическим посылом пытается предотвратить новый виток "холодной войны" уже в наше время. "Шпионский мост" - интеллигентное голливудское кино с правильными идеями и интересным сюжетом. Перечислим все плюсы:

- наработанное мастерство Спилберга
- гуманизм
- актуальность, несмотря на давнее время действия
- новый подход в изображении "империи зла"
- актеры
- сценарий Коэнов
- легко смотрится на протяжении всех 2,5 часов
- ностальгичность

Минусы:
Стивен Спилберг снял типичное, скучное и предсказуемое спилберговское кино, не демонстрируя нам ничего нового. Под интеллигентной и высококачественной спилберговской картинкой скрываются фальшь и пропаганда. Если проанализировать то, как изображаются американская и советская стороны, то мы увидим, что Советский Союз - это да, не "империя зла", но еще хуже - сборище недоразвитых дикарей. В фильме полно традиционной голливудской "клюквы" в изображении русских. Во всем этом прослеживается предсказуемая для любого дорогого голливудского проекта пропаганда американского образа жизни и американских идей. Американцы, конечно же, правильные, хорошие и продвинутые. Русские - глупые и жестокие. Отдельный вопрос - бессовестное искажение в фильме реальных исторических фактов, но создатели грамотно оградили себя от критики, сняв фильм "по мотивам реальных событий". "Шпионский мост" создает впечатление подделки, чего-то искусственного с красивой упаковкой. Благодаря большому бюджету Спилберг с командой получили возможность использовать дорогие кинематографические средства для промывки мозгов миллионам зрителей. Перечислим все минусы:

- пропаганда
- "клюква" в изображении русских
- ничего нового от Спилберга
- скучное кино
- искажение исторических фактов
- ощущение фальши и искусственности
- типичный голливудский пафос

Соотношение оценок: ЗА - 12 авторов, ПРОТИВ - 2 авторов, нейтрально - 8.
Итоговый рейтинг: +10

Цитаты:

"Краткое резюме ленты выглядело бы так: Not great, but good movie. В целом это типичный "драматический" Спилберг". отсюда

"Да, до сих пор, спустя столько лет и картин, художественный почерк Спилберга остаётся всё столь же действенным. На самом деле, это что-то невероятное, настоящее кинематографическое чудо. Это как вкус мороженого, который никогда не надоест, хоть ты и досконально знаешь, как именно оно изготавливается". отсюда

"Есть история, вполне предсказуемая и напичканная правильным градусом пафоса. О чём же фильм сказать с уверенностью не могу. Американцы снова спасли мир, но это не новость". отсюда

"Зотолой голливудский скучнейший стандарт". отсюда

"В истории Джеймса Донована слишком много фальши, отчего фильм напоминает дешёвую постановку в провинциальном театре". отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+3 Шпион, выйди вон!
+10 Шпионский мост

Сложно все-таки тягаться со Спилбергом...

Все выпуски
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments