altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Давид Черкасский. Мультипликация как праздник.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №53

Ему бы больше подошла профессия шоумена или тамады. Или телеведущего, которым он кстати был, когда вел на украинском телевидении юмористическую передачу "Золотой гусь", на которой собирались известные персоны и травили анекдоты. Давид Яныч - человек-праздник, душа компании, лучший рассказчик баек, в том числе, из собственной жизни (посмотрите на youtube запись передачи "В гостях у Дмитрия Гордона" - это угар!). Однажды, еще до войны, отец сводил маленького Давида в кинотеатр, в котором крутились только мультфильмы. В тот день показывали "Похождения Мюнхаузена". После просмотра наш герой твердо определился с будущей профессией - он будет мультипликатором!

pic.jpg

На детское мировоззрение серьезное влияние оказали, конечно же, книги - "Дон Кихот", Конан Дойл и особенно "Приключения капитана Врунгеля" Некрасова с иллюстрациями Константина Ротова. Через несколько десятилетий Давид Черкасский сделает первый в Советском Союзе мультипликационный сериал (не цикл мультиков, а именно сериал, в котором следующая серия является продолжением предыдущей) - "Приключения капитана Врунгеля" (1976 – 1979). Позже появятся еще два суперхита - сериал "Доктор Айболит" (1984-1985) и "Остров сокровищ" (1988).







Все эти шедевры советской мультипликации, как и другие работы Черкасского - "золотой фонд" Киевской студии научно-популярных фильмов. В 70-80-е киевское объединение художественной мультипликации составляло серьезную конкуренцию "Союзмультфильму". Украинская школа мультипликации считалась самой сильной среди периферийных, а Давид Янович Черкасский был ее лидером.

Итак, выбор сделан еще в детстве, однако путь к профессии оказался странным и непредсказуемым. По образованию Давид Черкасский - инженер-строитель. В 1959 году при студии Киевнаучфильм было организовано Объединение мультипликационных фильмов. Для первого набора позвали талантливую молодежь, среди которой оказался и Черкасский. Его рисунки по стилю напоминали мультяшек больше, чем работы других художников, поэтому и в штат взяли именно его. Со временем Черкасский привлекает на студию своих талантливых друзей, таким образом в Киеве складывается удивительная команда профессионалов - создателей вышеупомянутых шедевров. Забавно, что за 3 месяца они делали то, что нормальные мультипликаторы делают за год. Остальные 9 месяцев можно было жить в свое удовольствие. Как они успевали? Благодаря новаторским талантам Черкасского, который ради ускорения мульт-производства использовал необычные приемы - например, вставки эпизодов с живыми актерами.

До наших дней дошли легенды о похождениях Черкасского, о которых он сам не против рассказать в различных интервью. Создание мультфильмов действительно было для Давида любимой работой, а жизнь - постоянным праздником. Это видно и по самим мультфильмам - легко вспоминаются ощущения раскрепощенности, легкого опьянения, дерзкого абсурда, которые вызывают "Врунгель", "Айболит" и "Остров сокровищ". Джаз, рок-н-ролл, буффонада, гротеск - постоянные компоненты фильмов Черкасского. Мы не будем подробно останавливаться на самых известных произведениях, все их видели много раз. Обратим внимание на другие работы Черкасского, в которых можно увидеть, как формировался его фирменный стиль.

1969 - Мистерия-Буфф

"Тайна чёрного короля" - дебют Черкасского, заказной агитационный фильм на тему соблюдения правил противопожарной безопасности. Мультик неожиданно получил премию на румынском анимационном фестивале. Потом был "Колумб причаливает к берегу" - по рассказу Ильфа и Петрова. Оба мультфильма пока, к сожалению, недоступны для просмотра. "Бомбой" стала первая крупная работа Черкасского - политическая сатира "Мистерия Буфф" по пьесе Маяковского. Мультипликационное сообщество, видимо, не было готово к такому яркому и дерзкому зрелищу. Хотя никаких запретных идей там нет, да и политика в фильме ограничивается чисто сюжетной функцией (Маяковский в форме сатиры изображает политические явления в стране). Черкасский в интервью часто признается, что он бесконечно далек от политики - эта тема его совершенно не интересует. Поэтому смелость его "Мистерии Буфф" заключается не в политическом подтексте, а в эстетико-художественном подходе.





Фильм вышел в ограниченный республиканский прокат. По сути, оказался полузапрещенным. Много лет "Мистерия Буфф" была недоступна любителям анимации, и только в 2014 году сам режиссер выложил материал на Youtube. В "Мистерии" Черкасский впервые использует игровые эпизоды с участием загримированных артистов, похожих на клоунов и скоморохов.



Для сравнения - кадр из "Острова сокровищ":


В "Мистерии Буфф" вырисовывается фирменный типаж персонажей Черкасского - симпатичный уродец с преувеличенными частями лица. Поэтому, между прочим, в его мультфильмах крайне редко встречаются женские персонажи, которых большой ценитель женской красоты не мог позволить себе изображать в подобном стиле.



1971 - Волшебник Ох

В "Коротких историях" (1970) Давид Черкасский высмеивает стадный инстинкт. Работа визуально очень интересная, но по содержанию ничего особенного, на мой взгляд, не представляет.



Следующим шедевром стал мульт-ужастик "Волшебник Ох" (1971) по мотивам украинской народной сказки. Вспоминаются страшилки Гоголя, которого Черкасский очень любит. Вновь отмечаем потрясающий графический стиль - в данном случае художники мастерски создают атмосферу хоррора.





"Волшебник Ох" - сложная работа с точки зрения изображения многочисленных метаморфоз персонажей, в соответствии с сюжетом. В некоторых эпизодах с превращениями Черкасский использует оригинальный прием, вставляя в анимацию настоящий огонь и дымок. Вот так это выглядит:





1972 - Вокруг света поневоле

"Вокруг света поневоле" - своеобразный приквел к сериалу про Врунгеля. По стилю изображения персонажи приближается к героям истории про кругосветную регату. Тема кругосветного путешествия здесь тоже поднимается. В этом мультике мы видим прообраз Фукса - маленького бродяжку, выдерживающего любые удары судьбы.



А вот настоящий Фукс:


Кроме того в "Вокруг света поневоле" появляются прообразы бандитов из "Врунгеля" и пиратов из "Айболит" и "Острова сокровищ". Крупные носы отныне - главная отличительная черта мультяшек Черкасского.



Еще Давид Черкасский отрабатывает прием "вид из глаз", который потом блестяще будет использоваться во "Врунгеле".



Из "Приключений капитана Врунгеля":


Можно заметить и другие приемы, например, "вспышку", когда персонаж во время быстрой смены эмоции (например, что-то его сильно удивило) на мгновение вспыхивает и резко меняет свое положение. "Вокруг света поневоле" - трюковый мультфильм, в котором сюжет отходит на второй план. В "Приключениях Врунгеля" будут и захватывающий сюжет, и множество трюков.

1975 - Какого рожна хочется

Если в предыдущем мультфильме Черкасский прорабатывал персонажей и экспериментировал с трюками, то в м/ф "Какого рожна хочется" отрабатывается еще один важный компонент с прицелом на будущие шедевры - это визуальный стиль тотальной анимации с эффектом 3D. В "Вокруг света поневоле" декорации были прорисованы все-таки достаточно примитивно. "Какого рожна хочется" ближе к "Мистерии Буфф" - такое же буйство стиля и вызывающая эклетика. В данном случае - сочетание пошлого советского гламура и русского народного стиля. В этой работе Черкасский с командой много внимания уделяют деталям и работе с пространством, в котором возникает ощущение трехмерности. По сюжету это "взрослая" сатира, высмеивающая погоню за модой.





Между "Врунгелем" и "Айболитом" появилась короткометражка "Крылья" (1983) - еще одна сатирическая зарисовка, на этот раз - о вреде гордыни.



***
Развал Советского Союза фатально сказался на судьбе украинской анимации, которой с тех пор фактически больше не существует. Давид Янович, однако, без дела не сидит. Создавая рекламные ролики в 1990-е, зарабатывал даже больше, чем будучи мультипликатором. С 1989 года Давид Черкасский - один из основателей и президент фестиваля "КРОК", который традиционно проводится на борту теплохода, совершающего речной круиз. Скоро Черкасскому исполнится 85 лет - судя по его бодрым выступлениям на украинском телевидении (в Украине он - живая легенда, обладатель множества национальных званий), сил и здоровья ему хватит до 100 лет и больше. Уже не удивляет тот факт, что новым увлечением выдающегося аниматора стало создание компьютерной игры.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments