altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Фил Маллой. Темная сторона человеческой натуры

Мастера короткометражной анимации, выпуск №52

У всего есть тёмная сторона. Есть она у любого человека, что доказано психологической наукой. Есть у творческой деятельности, у искусства - и у анимации, в частности. Альтернативная, "темная" (еще можно встретить эпитет "экстремальная") анимация мало кому известна, что неудивительно: зрелище это, как правило, непонятное и неприятное. Никаких милых мультяшек и жизнеутверждающих историй. Сегодняшняя заметка посвящена одному из лучших представителей альтернативной анимации, зовут его Фил Маллой (а не Мюллой, как у нас иногда пишут).



Фил Маллой - британский режиссер ирландского происхождения. В 1973 г. закончил Королевский колледж искусств. Затем около 15 лет работал сценаристом и режиссером короткометражных фильмов. Из-за постоянных проблем с финансированием Фил, по совету жены, уходит в анимацию, выбирая максимально дешевую и быструю технику производства мультфильмов.

Черные человечки

Несмотря на то, что Фил Маллой - относительно современный аниматор, которому еще далеко до творческой "пенсии", многие его работы уже можно назвать классическими - именно про них мы будем говорить. На рубеже 80-90-х Фил начинает создавать ставшие впоследствии культовыми мультфильмы. Графический стиль максимально простой - черные человечки на белом фоне. Все персонажи похожи друг на друга, напоминают чертиков или скелетиков. Все объекты изображены грубо и примитивно. Персонажи словно нарисованы грязью (на самом деле - чернилами). До 2000-х художник редко использует какие-либо цвета кроме черного и белого. Иногда появляется красный цвет, когда нужно изобразить кровь или огонь.


1994-1996 - 10 заповедей


1994-1996 - 10 заповедей

Человеческие пороки

В центре внимания у Маллоя - все самые худшие проявления человеческой натуры: насилие, жадность, нетерпимость, мракобесие, моральная и интеллектуальная деградация. Очень подходит для всего этого русское слово "чернуха". Мрачность и жестокость в мультфильмах Маллоя просто зашкаливают. Эксперты называют такой стиль красивым выражением "сатирический гротеск". Однако Маллой отходит далеко от простого высмеивания пороков человеческого общества и осваивает территорию отчаянного сарказма. Это настроение человека, который в режиме реального времени наблюдает пришествие ангелов апокалипсиса: высмеивать что-либо уже нет смысла, а бояться божьей кары - поздно. Мультфильмы Маллоя, сделанные как будто в спешке за несколько минут до Конца света - послание будущим цивилизациям, некий месседж для потомков: посмотрите, каким был род homo sapiens, не повторяйте ошибок "черных человечков"! В общем, у Маллоя настолько всё плохо, что хоть в петлю лезь.


1991 - Ковбои


1992 - Звуки музыки

"10 заповедей"

С самого начала Фил Маллой объединяет свои мультики в мини-сериалы со сквозной темой. Первым таким мини-сериалом стали "Ковбои" (1991), в котором Фил издевается над жанром классического вестерна. В рамках проекта "История мира" (1994) Маллой успел сделать только три серии, в которых показывает альтернативный взгляд на возникновение языка и письменности, предпосылками чему в древности послужили, по Маллою, сексуальные комплексы. Да и в наше время в основе человеческого поведения лежат примитивные животные инстинкты. А так называемая "цивилизованность" - миф и лицемерие. Конечно, не нужно соглашаться с этой точкой зрения. Не будем забывать, что перед нами - гротеск, чрезмерное преувеличение. Но и бредом безумного художника я бы это не назвал: всё, что изображает Маллой - проекция темной стороны человеческой природы. Видимо, Маллой очень хорошо ее видит и чувствует.


1994 - История мира

Самой крупной работой Фила Маллоя в формате мини-сериала стали "10 заповедей" (1994-1996) - это 10 мрачнейших историй, иллюстрирующих всем известные законы мироздания. Какие-то серии получились удачными, какие-то - не очень. Порой сложно понять связь между происходящим и указанной в названии эпизода заповедью. Но некоторые метафоры просто сражают наповал - например, персонаж дает в морду самому богу за то, что ОН нарушает заповедь "не убий". Вообще, здесь Маллой отвешивает солидный пинок религиозным догмам и традициям. "10 заповедей", пожалуй, можно даже назвать богохульственным произведением. sessil_b несколько лет назад проинтерпретировал каждый эпизод - этот автор единственный в ЖЖ, кто освещал творчество британского аниматора.


1994-1996 - 10 заповедей

"Нетерпимость"

Еще одной крупной работой Маллоя является трилогия "Нетерпимость" (2000-2004). В 2000-е Фил Маллой немного меняет стиль, привлекая больше цветов, а также компьютерные технологии для ускорения мульт-производства. После пародии на вестерн в "Ковбоях" Фил извращается над жанром фантастической (космической) драмы. В "Нетерпимости" ключевым символом является зеркало. Во-первых, по сюжету именно зеркало запускает ход событий. Во-вторых, режиссер сталкивает две цивилизации (земляне и зоги, отличающиеся от первых неожиданной физиологической особенностью), и каждая для каждой является своеобразным зеркалом. Земляне наблюдают за отвратительным на их взгляд образом жизни зогов и приходят к решению уничтожить "неправильную" цивилизацию. Аллюзии на реальные исторические события очевидны. "Аморальность" (в кавычках) другой расы - это отражение реальной аморальности землян. Со стороны зогов происходит то же самое. И это только первая часть трилогии. "Нетерпимость" - программная работа Фила Маллоя. Само название указывает на главный объект сатиры и сарказма аниматора.





Фил Маллой - мизантроп или псих?

Кроме мини-сериалов у Маллоя есть и отдельные очень сильные работы, выполненные в том же стиле: "Звуки музыки" (1992), "Ветер перемен" (1996), "Цепь" (1997). Сюжет пересказывать не буду - там тоже всё очень плохо...


1997 - Цепь

Главная ошибка в восприятии Маллоя - это повесить на него ярлык безумного эпатажника, выступающего против системы. Низкое эстетическое качество работ - аргумент в пользу тех, кто Маллоя не принимает. Но вернемся к альтернативной анимации, у которой совершенно другой подход, чем у анимации традиционной. Здесь главное - мощный эффект, достигаемый минимальными средствами. Далее мы можем задаать вопросы: на что направлен эффект? Насколько он осмысленный? Пустой ли это выпендреж или серьезное послание? Однозначного ответа тут нет, в том числе, и насчет Маллоя. На мой взгляд, Фил Маллой очень хорошо понимает, что делает.

Если проследить его биографию, то мы увидим, что Фил Маллой - вовсе не какой-будь андерграундный деятель, антирелигиозный бунтарь или художник-мизантроп, обиженный на весь мир. Маллой - художник очень даже системный, многие его анимационные работы созданы при поддержке телевидения и национального Совета искусств (Art council). Все эти жуткие, якобы "аморальные" и "извращенные" мультики спокойно показывались по британскому телевидению. Маллой сотрудничал с британским общественным телеканалом Channel 4 и с MTV. Для ЭмТиВи в середине 90-х аниматор создал серию анимационных заставок "Смеющаяся луна" - думаю, эти трагикомические зарисовки помнят все, кто смотрел музыкальный канал лет 15-20 назад.



По видеороликам и фоторепортажам в интернете видно, что Фил Маллой - не депрессивный мизантроп, а вполне открытый, позитивный человек, участвующий в огромном количестве анимационных мероприятий по всему миру. В одном интервью Маллой шутит: "Моя жена - известный аниматор. Сын снимает фильмы для фестиваля Санденс. Дочка сняла на Кубе полнометражный игровой фильм и стала знаменитой. Вся моя семья делает фильмы, но я - хуже всех". Его творчество - проявление британского черного юмора. На мой взгляд, Маллой продолжает направление "Монти Пайтонов", только в экстремальной форме. После освоения компьютера процесс создания мультфильмов занимает еще меньше времени, благодаря чему фильмография Фила Маллоя стремительно пополняется новыми пунктами.

ВСЕ ВЫПУСКИ
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments