altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пьер Паоло Пазолини. Часть 2: эксперимент продолжается


Следующая тройка по жребию - это "Кентерберийские рассказы", "Цветок 100 ночи" и "Теорема". Первые два - праздник для глаз, последний - ужас для ума.

4."Кентерберийские рассказы" (1972)

Если попытаться определить худший картину Пазолини (хотя это абсолютно неуместная затея, но чисто теоретически), то таковой, скорее всего, окажется экранизация "Кентерберийских рассказов" Чосера о средневековой Англии. Оценивая эту работу критически, мы можем упрекнуть ее в отсутствии авторского замысла, то есть попытки режиссера показать не только условия жизни средневековых англичан и забавные истории с их участием, но и человеческую природу, те естественные природные силы, что движут людьми, заставляя их совершать глупости, проступки, злодеяния, заставляя рисковать и, самое главное, испытывать "животное" влечение друг к другу. Пазолини верно подметил, что естество человека наиболее полно проявляло себя именно в эпоху Средневековья, когда было меньше условностей и моральных границ, нежели в наше время. Однако в "Кентерберийских рассказах" эта концепция "провисает", не расцветает всеми красками, как в других частях "трилогии жизни" - в "Декамероне" и в "Цветке 1001 ночи" (также экранизации средневекового эпоса). В данном же фильме мы видим скорее экранизацию старинных анекдотов, что-то типа грубого, натуралистичного фарса. Для Пазолини явно мелковато...
Может, в этом "виноват" Чосер, но его самое знаменитое произведение нельзя назвать примитивным или малосодержательным. Видимо Пьер Паоло позволил себе творчески расслабиться, чтобы через год сотворить одну из своих самых выдающихся работ под названием...

5."Цветок 1001 ночи" (1974)

Жребий вытянул следующий по хронологии фильм - кульминацию многих пазолиниевских мотивов: натурализма, эротики, мистики, беззащитности человека перед природными стихиями и всесильности любовной страсти. Картина полна контрастов: красота пейзажей и скудность интерьеров, внутренняя чистота героя и низменные пороки окружающих людей, коварство злых духов и снисхождение богов, чистая сексуальность и физические пытки... Есть, конечно, эпизоды не для слабонервных, но если на них не зацикливаться, то фильмом можно только восхищаться, как люди восхищаются Востоком.

6."Теорема" (1968)

"Теорему" можно назвать зеркальным отражением "Цветка". Все вышеуказанные аспекты поданы здесь в негативе. Общее настроение фильма - хандра, обреченность, падение нравов. Самый сложный для понимания фильм: вряд ли вы с первого раза поймете сюжет, что вообще там происходит. Но замысел Пазолини становится более-менее понятным как раз в сравнении с "трилогией жизни". "Теорема" - это уже наше время, современная Италия. Мы видим как разительно отличается современный человек, потерявший все связи с природой, от средневекового человека, познавшего жизнь во всех ее позитивных и негативных проявлениях. "Теорема" - фильм о людях, хоронящих себя заживо (в том числе и буквально), отказывающихся от эмоций, страсти и в результате деградирующих и сходящих с ума. Фильм производит крайне тягостное впечатление и требует настоящей выдержки от зрителя. При том, что вознагражден он не будет...
Получается, у Пазолини есть фильмы о жизни и есть о "не-жизни" - действие в них происходит исключительно в наше время. Напрашивается вывод,что цивилизация убивает истинную природу человека. Самое страшное, что судьба Пазолини подтвердила этот вывод.

Часть 1: "Свинарник", "Евангелие от Матфея", "Аккаттоне"
Часть 3: "Медея", "Мама Рома", "Птицы большие и малые"
Часть 4: "Декамерон", "Царь Эдип", "Сало, или 120 дней Содома"
Часть 5: избранные сцены
Жизнь за фильм - равноценный обмен (о фильме "Сало, или 120 дней Содома")
Док.фильм "Разговоры о любви" (1964)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments